А причал-то голый!..

Девиз Всемирного дня туризма, отмечаемого 27 сентября, в нынешнем году звучит как «Миллиард туристов – миллиард возможностей». Наша страна в рейтинге Всемирной организации по туризму (UNWTO) по объемам туристических посещений входит в первую десятку, а Петербург по праву признается самым привлекательным как для «внутренних», так и для зарубежных гостей. И хотя успехи в деле их приема у нас, безусловно, есть, не обходится и без серьезных проблем.

А причал-то голый!..  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Прибыла в Петербург с путевкой на теплоход: прилетела из южной республики на день раньше, чтобы не опоздать на его отправку, – пишет одна из гостей северной столицы. – Остановилась в гостинице и, так как расчетный час в 12.00, решила поехать на Речной вокзал, чтобы там подождать начала регистрации на теплоход. Каково же было мое изумление, когда я не увидела здания, где можно было бы присесть и укрыться от непогоды. На улице – 11 градусов тепла и ветер с дождем, а, кроме причала и теплоходов, ничего нет. И никому нет дела до пассажиров, которые раньше прибыли на посадку...»

Ситуация с отсутствием в Петербурге речного вокзала и впрямь выглядит абсурдной: даже в российских городах, куда меньших по размеру и не способных похвастать такой же туристической привлекательностью, они имеются. Например, в Казани есть большой и вполне современный комплекс, в котором до или после круиза пассажир может получить массу услуг. Причем платных, приносящих доход в городскую казну. И какой российский город, хоть сколько-нибудь представляющий интерес для пассажиров речных судов, ни возьми – везде речной вокзал есть. В Саратове. Нижнем Новгороде. Самаре. И даже в Архангельске, где фактически имеется всего один речной круизный теплоход...

«Как вы относитесь к тому, что в Петербурге сейчас нет речного вокзала?» – спрашиваю у председателя правления Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Леонида Флита. «А что тут говорить? – отвечает он. – Совершенно очевидно, что помимо той инфраструктуры, которая имеется в Уткиной заводи, городу нужен современный речной вокзал».

Ведь если для морских круизных судов в центре северной столицы имеется сразу два больших комплекса («Морской фасад» и «Морской вокзал»), а кроме них не слишком большие лайнеры могут принимать на Английской набережной и наб. Лейтенанта Шмидта, то у пассажиров речных судов выбора фактически нет.

«В Петербурге, одном из наиболее притягательных для «речных» туристов городов страны, имеется только причальная стенка, к которой могут швартоваться лайнеры, – соглашается глава комитета по развитию туризма Инна Шалыто. – Другой инфраструктуры для обслуживания пассажиров в том месте, которое по привычке называют Речным вокзалом, нет».

Представители компаний, занятых в сфере речного туризма, видят эту проблему «живьем». Они констатируют: причальный комплекс в районе бывшего Речного вокзала вообще не приспособлен к обслуживанию людей с ограниченными возможностями. А вкупе с ними – и тех, кто обременен багажом или, к примеру, детской коляской, – нет ни пандуса, ни других способных облегчить путь к лайнеру сооружений. «Зная о наличии в группе пожилых людей, к примеру, мы вынуждены договариваться относительно их пропуска там, где на причал могут въезжать автомобили... – говорят эксперты. – Других вариантов нет».

А ведь даже относительно молодые жители Петербурга помнят 16-этажную «пластину» гостиницы «Речная» на проспекте Обуховской Обороны на 250 номеров, построенную в 1974 году. Она долгое время была своеобразной достопримечательностью района, в основном застроенного «хрущевками». Только вот в 2012-м «Речная» вместе с речным вокзалом приказали долго жить: сейчас на их месте стоит еще более высокий жилой дом комфорт-класса.

От былого гостевого комплекса осталась только причальная стенка, которая, будучи привлекательной для речников, в последний год стала яблоком раздора.

Дело в том, что стенка для приема речных судов (а здесь имеется четыре причала общей длиной 800 метров, способных принимать до 12 лайнеров одновременно) находится в федеральной собственности, которой управляет Росимущество. И в конце прошлого года ведомство провело аукцион, который неожиданно выиграло малоизвестное ООО «Анхель», зарегистрированное в Ярославской области. Победило оно, предложив Росимуществу за право заключить 5-летний договор аренды причалов, 17 млн рублей в год. На миллион больше, чем ОАО «Пассажирский порт», который арендовал их ранее.

В апреле 2015 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал в иске к Росимуществу ОАО «Пассажирский порт», владельцем которого является крупнейший российский оператор речных круизов «ВодоходЪ». В результате «ВодоходЪ» увел свои суда в Уткину заводь, а новый арендатор причалов тут же повысил тарифы на обслуживание. А почему и не повысить, когда можно действовать по принципу «все равно будут брать»: пропускная способность пристани в Уткиной заводи в пять раз ниже. В свою очередь «Пассажирский порт» выиграл конкурс профильного комитета Смольного на использование прилегающего к причалу участка акватории Невы. И теперь уже ООО «Анхель» пошло в суд доказывать невозможность использования причала из-за того, что водная акватория рядом с ним оказалась в руках другого хозяина. И пока чиновники и бизнесмены спорят по поводу владения причалом, коммуникациями и водой, пассажиры по-прежнему остаются без удобств. Ведь на «голом» причале с учетом отсутствия Речного вокзала получать их попросту негде.

Есть ли нужная инфраструктура в Уткиной заводи? Да. Во всяком случае там имеется небольшой зал ожидания с камерой хранения и туалетом, и даже такие нужные сервисы, как банкомат, Wi-Fi и платная парковка. Да и добраться туда при наличии путевки можно: «ВодоходЪ» запустил от «Пролетарской» до Уткиной заводи бесплатный автобус-экспресс. Однако это вовсе не означает, что новый Речной вокзал Петербургу не нужен: слишком далеко находится это место от центра города.

Каковы тут перспективы? Проект реконструкции причального комплекса на проспекте Обуховской Обороны имеется. И там вопросы, касающиеся удобства посадки и высадки пассажиров с багажом или ограниченными возможностями, тоже учтены. Однако из-за клубка проблем с собственностью и отсутствием денег вопрос о том, когда перспективные планы начнут воплощаться в реальность, так и остается открытым. Увы, но ни на федеральном, ни на городском уровне сегодня средств на реализацию проектов создания в Петербурге речного вокзального комплекса нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5554) от 29.09.2015.


Комментарии