А за расходы ответишь!

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией Нет, наверное, на свете страны, которую бы эта проблема не волновала. В России, как известно, борьба с коррупцией декларируется на всех уровнях и провозглашается едва ли не одной из главных национальных задач. О том, как реально обстоят дела в этой сфере, обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН попросил рассказать начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга Александру ЛЕОНТЬЕВУ.

А за расходы ответишь! | ФОТО Александры ЛЕОНТЬЕВОЙ

ФОТО Александры ЛЕОНТЬЕВОЙ

- Для начала, Александра Юрьевна, давайте уточним: есть ли в сегодняшнем уголовном законодательстве исчерпывающее определение коррупции и не пересекается ли оно с другими видами преступлений?

- Именно в уголовном законодательстве России определение коррупции не дается. Оно содержится в федеральном законе «О противодействии коррупции». Согласно ему, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, получение и дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Целями данных действий должно быть получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение всех этих действий от имени или в интересах юридического лица.

В настоящее время, для того чтобы определить, является ли то или иное преступное деяние коррупцией, правоохранительные органы руководствуются совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России, которым установлены критерии отнесения преступлений к коррупционным. То есть деяние, квалифицированное по одной и той же статье (части, пункту) уголовного закона, может как являться коррупционным, так и нет.

Конечно, взяточничество - это коррупция без каких-либо оговорок. В то же время злоупотребление должностными полномочиями может признаваться коррупцией только тогда, когда оно совершено с корыстным мотивом, а присвоение или растрата - если лицо использовало свое служебное положение.

Таких условий много, и в каждом конкретном случае, чтобы учитывать преступление как коррупционное, требуется установить, соблюдены ли они.

Хочу пояснить, что определение, является ли коррупционным или нет конкретное преступление, имеет значение для оценки уровня распространенности коррупции и выработки дальнейших мер по борьбе с ней. При этом при осуществлении уголовного судопроизводства, в том числе при назначении наказания, неважно, отнесено преступление к коррупционным или нет. Ответственность наступает в зависимости от квалификации деяния, а не от оценки, коррупция - не коррупция.

- Каковы динамика и степень латентности коррупционных преступлений в России вообще и в Петербурге в частности?

- На протяжении ряда лет количество выявленных коррупционных преступлений в России в целом и в Петербурге в частности является достаточно стабильным, хотя и подвержено определенным колебаниям.

Так, в целом по стране в 2017 году отмечается некоторое снижение числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности (на 6,5% по итогам III квартала). Не стал исключением и Петербург, в котором за 11 месяцев текущего года зарегистрировано 443 преступления коррупционной направленности, за 2016-й - 583.

В прошлом году выявлено 139 фактов получения взяток (ст. 290 УК РФ), за 11 месяцев 2017-го - 89, дачи взяток (ст. 291 УК РФ) в 2016 году - 115, на сегодняшний день - 67.

Очевидно, что коррупционная преступность имеет один из наиболее высоких уровней латентности. К сожалению, чаще всего в выявлении коррупционных проявлений не заинтересованы не только чиновники, но и обращающиеся к ним граждане и организации. Тот, кому проще уладить свою проблему, заплатив должностному лицу, чем законным путем, вряд ли захочет это афишировать.

Именно поэтому одной из наиболее важных задач, поставленных перед государственными органами Национальной стратегией противодействия коррупции, является формирование в обществе нетерпимого отношения к этому явлению. Неприятие коррупционного поведения должно стать нормой, но одномоментно такие изменения не происходят.

- Какие сферы профессиональной деятельности более всего подвержены коррупции?

- Достаточно сложно ответить на этот вопрос. С одной стороны, можно сказать, в каких сферах коррупционные проявления выявляются наиболее часто. Но будет ли правильным утверждать, что именно они и подвержены коррупции в самой большой степени? Думаю, нет. Скорее, это значит, что данным сферам уделяется большее внимание со стороны правоохранительных органов.

При этом все понимают, что коррупции могут быть подвержены практически любые правоотношения. Чаще всего, конечно, граждане сталкиваются с так называемой бытовой коррупцией. Это и выдача за взятки больничных листов, и сдача экзаменов в учебных заведениях, и мзда сотрудникам полиции, включая ГИБДД, за непривлечение к уголовной либо административной ответственности.

Наибольший общественный резонанс, естественно, вызывают громкие коррупционные уголовные дела, фигурантами которых являются высокопоставленные должностные лица. В первую очередь такие дела связаны с расходованием бюджетных средств, а также с реализацией государственных функций - контрольных и других.

- Каковы возможности прокуратуры по проведению антикоррупционной деятельности?

- Федеральный закон «О противодействии коррупции» определил, что прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции.

Данные полномочия достаточно широки. Конечно, органы прокуратуры не только координируют работу правоохранительных органов, но и самостоятельно проводят проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции. В первую очередь - в отношении лиц, к которым законом предъявляются особые антикоррупционные требования, запреты и ограничения. Это государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие выборные и иные государственные должности, руководители государственных учреждений.

По итогам таких проверок нарушившие закон лица привлекаются к ответственности, в отдельных случаях - освобождаются от должностей, в том числе в связи с утратой доверия. В текущем году по итогам рассмотрения представлений прокуроров к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений привлечены 63 лица, при этом один депутат муниципального совета и один председатель муниципальной избирательной комиссии лишены полномочий.

Конечно, в случае выявления нарушений законодательства в различных сферах прокурорами исследуется вопрос, а не явились ли их причиной коррупционные проявления? При наличии оснований материалы проверок направляются в органы предварительного расследования для организации уголовного преследования должностных лиц.

Цели профилактики коррупции также служит деятельность прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Ведь часто условием для коррупции служит несовершенство нормативного регулирования, недостаточно четкая регламентация прав и обязанностей граждан и организаций, чрезмерная свобода усмотрения чиновников.

В текущем году прокуратурой города изучено свыше 3,5 тыс. нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. Более чем в 200 из них установлено наличие коррупциогенных факторов, приняты меры по их исключению.

Серьезная работа ведется прокуратурой Санкт-Петербурга по антикоррупционному правовому просвещению: проводятся лекции, семинары, «круглые столы», в том числе для государственных служащих, разъясняется законодательство, как на официальном сайте прокуратуры города, так и в других источниках. Данная деятельность осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества.

- Есть ли реальная практика контроля расходов и позволяет ли существующее законодательство эффективно этим заниматься?

- Институт контроля за расходами должностных лиц реализуется в нашей стране с 2013 года, когда вступил в силу федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

За прошедшее время наработана определенная практика его реализации. В частности, в текущем году в Петербурге по результатам прокурорских проверок инициированы процедуры контроля за расходами четырех должностных лиц.

Однако депутаты представительных органов муниципальных образований, в отношении которых были приняты решения о контроле за расходами, предпочли сложить с себя полномочия, чтобы не объяснять источники происхождения средств, за счет которых ими приобретены дорогостоящие автомобили и объекты недвижимости (при отсутствии соответствующих их стоимости официально подтвержденных доходов). К сожалению, в настоящее время проведение контроля за расходами лиц, ранее занимавших указанные в законе должности, не предусмотрено.

В 2016 году предъявлен и удовлетворен судом иск прокурора города об обращении в доход Российской Федерации автомобиля стоимостью свыше 3 млн руб., в отношении которого судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств его приобретения на законные доходы.

В настоящее время судом рассматривается еще одно подобное заявление прокурора Санкт-Петербурга. Теперь речь идет об 1/2 доли в праве собственности на квартиру общей стоимостью 13,5 млн руб., которую приобрел государственный служащий с доходом порядка 1 млн руб. в год.

Полагаю, что законодательство в данной сфере должно и будет совершенствоваться с учетом практики его реализации, в первую очередь органами прокуратуры.

#Александра Леонтьева #коррупция #прокуратура

Комментарии