А холодильник все работает...

Так уж случилось, что у нас с соседкой не сложились отношения. Все проблемы из-за этого. Надо было сделать ремонт в квартире, но уговорить ее не удалось. Сделала сама. Плиту новую поставить... То же самое. Давно хочу продать свои две комнаты и купить что-то скромное, но отдельное. И жить спокойно. Но и здесь я обязана сначала получить у нее согласие, так как она, по закону, имеет преимущественное право выкупа. Такого согласия мне от нее не добиться. При этом в квартире она сама давно не живет. Поселила своего родственника, с которым отношения у меня были еще хуже. Когда он уехал, я облегченно перевела дух. А теперь новая беда. Поехала я в городской центр жилищных субсидий, чтобы, как обычно, оформить компенсацию части квартплаты на следующие полгода, но мне внезапно отказали, потому что у меня якобы имеется долг за электроэнергию. Небольшой, но досадный. Пока родственник соседки жил в нашей квартире, он худо-бедно оплачивал свою часть общего расхода. Уехал, а приборы (в частности, холодильник) не отключил. Я примерно рассчитала, сколько киловатт-часов потребляет этот холодильник, и при оплате вычитала это количество электроэнергии. Платила только за себя. В результате долг повис на всей квартире. И прежде всего на мне. Такая зависимость от поведения и характера соседей неправильна. Что-то надо с этим делать. В. М. Хромова, пенсионерка

А холодильник все работает... | ФОТО Олега ИВАНОВА/ТАСС

ФОТО Олега ИВАНОВА/ТАСС

От редакции. Только и можно сделать, что посочувствовать. И согласиться с Валентиной Михайловной в том, что зависимость качества жизни от личных отношений с соседями - явление преотвратное. Радикальный выход здесь один: расселение и ликвидация коммуналок.

Но пока этого не случилось, люди ищут и находят возможность кое в чем облегчить свою жизнь даже в безнадежной, казалось бы, ситуации. Скажем, уже давно ушлые юристы придумали множество способов, как получить (выдрать) у капризных соседей отказ от первоочередного права выкупа и согласие на продажу комнаты. А то и вовсе обойтись без их согласия: от направления письменного извещения, заверенного нотариусом, до оформления липового договора дарения двух квадратных метров своей комнаты с последующей продажей новоявленному собственнику оставшихся метров.

Прорабатываются также возможности «размежевания» при оплате коммунальных услуг. Обитатели коммуналок уже могут оформить раздельные «электрические» лицевые счета и платить «за свет» только за себя. Расход электроэнергии, определенный квартирным счетчиком, в таком случае раскладывается на соседей, пропорционально количеству зарегистрированных членов семьи.

Правда, на этом пути встречаются многочисленные подводные камни и вопросы без ответов. Так, при разделении счетов не предусмотрен анализ энергопотребления бытовой техники, которой пользуются разные семьи: современная ли стиральная машина, древний ли холодильник, энергосберегающие ли лампы, искрящий ли электрочайник - все едино. «Петроэлектросбыт» поступает прямолинейно: делит на всех поровну. С этим пока придется мириться. Учесть в коммуналке все обстоятельства и рассчитать все до копейки не получится: не надо обольщаться - технически это сделать невозможно. Ну разве что каждому собственнику обзавестись личной электропроводкой и в кухне, и в туалете, и в ванной. И собственными выключателями.

Приходится признать, что до недавнего времени даже о таком - кривом и половинчатом - решении проблемы невозможно было и мечтать. «Петроэлектросбыт» упорно возлагал на жителей коммуналок так называемую солидарную ответственность: если не платил один жилец, то долг числился за всеми. И, честно сказать, суды нередко становились на сторону компании в ее спорах с гражданами.

Кривизна и половинчатость пропорционального деления общего расхода заключена также в слове «зарегистрированные». Их может быть больше (или меньше), чем реально проживающих. А иногда зарегистрированных нет вовсе, но по факту жильцы имеются. Или по справкам зарегистрированные есть, но никто из них не живет...

В квартире В. М. Хромовой ситуация, в общем, типичная: есть соседка-собственница, не зарегистрированная и не живущая в своей комнате. Но есть и ее работающий холодильник, электроаппетит которого Валентина Михайловна не намерена оплачивать и имеет на это право. «Петроэлектросбыт» в такой ситуации при разделении лицевых счетов будет руководствоваться не количеством зарегистрированных, а количеством собственников.

Что касается конкретной ситуации и конкретного отказа в компенсации, то дело здесь поправимо. В. М. Хромова может вооружиться справкой 7 и квитанциями платы за электроэнергию, приехать в клиентский зал «Петроэлектросбыта» на улице Михайлова, 11, и получить документ о том, что у нее лично никаких долгов за электроэнергию не имеется. Это поможет пенсионерке доказать в городском центре жилищных субсидий, что она является дисциплинированным плательщиком и имеет право на субсидию.

Здесь бы еще подумать, как наладить обмен информацией между «Петроэлектросбытом» и городским центром, чтобы людям - как правило, пожилым - не нужно было возить бумаги из одного конца города в другой. А попутно поразмышлять, к чему в конкретной ситуации может привести разделение платежа за электроэнергию поровну между собственниками. Ведь как только не проживающая в квартире соседка увидит счет «за свет»!.. В общем, из этого лабиринта выходов пока не слишком много и в большинстве своем они небезупречны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5849) от 12.12.2016.


Комментарии