А что такое метчик?

Данные Росстата свидетельствуют: в России 55% выпускников вузов работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. Однако у технарей профильное трудоустройство превышает 87%, а перспективы карьерного роста порой оказываются куда более реальными, чем в других отраслях экономики. И примеры тому есть...

А что такое метчик? | ФОТО Julien Tromeur/shutterstock.com

ФОТО Julien Tromeur/shutterstock.com

28-летний начальник сектора черных металлов Балтийского завода Сергей Курчаков не скрывает: недавно он вовсе не думал работать на производстве в инженерной должности.

«В школе я очень любил химию, поэтому, когда пришла пора выбирать вуз, быстро определился и с университетом, и с факультетом, – рассказывает он. – Однако, как и многие другие, понятия не имел о том, как тягу к предмету можно увязать с конкретной профессией. Осознал я это только на третьем курсе университета, когда стало понятно: скорее всего, эта профессия будет связана с производством. И, в частности, с металлургией».

Сергей говорит, что поначалу хотел заниматься наукой. И даже поступил в аспирантуру. Однако, когда еще во время учебы в Политехе пришел работать на завод, тут же выяснилось, что темы научных диссертаций в вузе и реальные производственные потребности, как дипломатично выразился Курчаков, «не коррелируют». И выбор был сделан в пользу предприятия, о чем Сергей не жалеет.

Поначалу, вспоминает он, было непросто. «Когда человек с дипломом инженера приходит на производство и не знает, к примеру, что такое метчик, ему и не может быть просто, – поясняет он. – Да, теоретические знания благодаря хорошим преподавателям у меня были обширные. Но я толком не знал, чем занимаются токарь или фрезеровщик...»

И здесь, по мнению Курчакова, начинающему инженеру обязательно нужно такое качество, как коммуникабельность. Под этим он подразумевает способность подойти к человеку гораздо опытнее тебя с вопросом, который может ему показаться глупым. «Даже в том случае, если он рабочий, а ты инженер», – добавляет Сергей.

Именно в этом Курчаков и видит одну из главных проблем, с которой сталкиваются многие начинающие инженеры. По его мнению, амбиций и теоретических знаний у них через край, а вот практических умений и коммуникабельности не хватает: в вузе будущие спецы нередко так и не осваивают главную науку – умение постоянно и системно учиться. В том числе у других.

А еще одно обязательное качество для успешного инженера, по мнению молодого руководителя, – ответственность. «Если взялся за дело – доведи до конца. Если тебя спросили, а готового ответа нет – расширь свой кругозор и найди его. Докопайся, объясни. И когда окружающие поймут, что на тебя можно положиться, станут уважать и ценить».

На других предприятиях Петербурга тоже понимают: хорошего инженера и руководителя надо не ждать со стороны, а долго и тщательно выращивать, принимая на себя ответственность за качество подготовки.

«Наличие в дипломе инженерной специальности не означает, что его владелец – инженер: готовым специалистом может стать только тот студент, который имел возможность погрузиться в рабочую среду предприятия, еще учась в вузе», – считает председатель совета директоров ПАО «Звезда» Павел Плавник. Самым надежным подспорьем для этого является создание на промышленных предприятиях базовых кафедр. А в качестве примера такой системы образования Плавник приводит тот факт, что на «Звезде» в 2015 году открыта одна из базовых кафедр Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого.

Эксперт уверен: каждый должен заниматься своим делом, поэтому предприятиям все же не стоит браться за комплексную подготовку инженеров. «Натурального хозяйства быть не должно, а вот базовый блок знаний, необходимых для работы на конкретном предприятии, который реально получить благодаря такой кафедре, это важно», – считает он. И главный вопрос качества подготовки специалиста предлагает решать только путем перехода со студенческой скамьи на рабочее место. При достаточных знаниях и минимальных потерях времени на адаптацию.

По словам Плавника, примеры подобной совместной работы «Звезды» с Политехом есть. В их числе такие проекты, как «Фолиант» (разработка двигателей нового поколения), а также работа по созданию одноцилиндровой дизельной установки. И хотя «Звезда» в рамках программ подготовки специалистов взаимодействует с целым рядом питерских вузов (Военмех, Корабелка, Финэк и др.), наиболее тесное сотрудничество здесь налажено с Политехом.

«Совместно мы не только ведем большой объем научно-исследовательских работ в сфере профессиональных интересов завода, но и отрабатываем механизмы объединения теории и практики в рамках учебного процесса, – говорит председатель совета директоров ПАО «Звезда». – А это позволяет совершенствовать модель современного образования, приносит практическую пользу предприятию».

Мнение эксперта

Владимир ВАСИЛЬЕВ, вице-президент Союза промышленников
и предпринимателей Санкт-Петербурга:

– Для того чтобы устранить разрыв между требованиями работодателей и теми компетенциями, которые дают сегодня выпускникам наши вузы, выход только один – налаживать максимально плотное сотрудничество между конкретным учебным заведением и предприятием. Если между работодателем и учебным заведением нет предметного и содержательного взаимодействия, обе стороны всегда будут таким сотрудничеством неудовлетворены.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (5652) от 01.03.2016.


Комментарии