465 витков вокруг земного шара за 5 лет

1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о сооружении двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. 1 ноября 1851 года на трассе протяженностью 644 км с шириной колеи 1524 мм было открыто регулярное движение. Первый поезд преодолел это расстояние за 21 час 45 мин. Если учесть, что путешествие из столицы Российской империи в Москву на перекладных занимало более недели, для современников новые железнодорожные скорости казались поистине космическими. На исходе 1871 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали своим читателям: «С субботы 18 сего декабря ежедневно будет отправляем из Петербурга в Москву и обратно скорый поезд для пассажиров 1-го и 2-го классов. Время в пути 15 часов 45 минут. Для той поры это была настоящая сенсация. Ровно через 138 лет наша же газета писала: «Сегодня (17 декабря) новый поезд «Сапсан» совершит свой первый официальный рейс из Москвы в Петербург. Завтра начнется регулярное движение «Сапсанов» между столицами. Ходить высокоскоростные электропоезда будут трижды в сутки, а время в пути составит всего 3 часа 45 минут». С этого дня на Российских железных дорогах началась эра высоких скоростей, а 17 декабря официально считается праздником – Днем высоких скоростей.

465 витков вокруг земного шара за 5 лет | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

К нему у России был длинный путь. Хотя о быстрой езде наши предки мечтали еще в начале прошлого века. А в 1963 году американцы отмечали: «Русские могут вскоре предъявить претензии на самые быстрые поезда». К сожалению, этого не случилось. Хотя попыток было много. Одной из успешных можно считать запуск 1 марта 1984 года поезда ЭР-200. Но это был уже устаревший проект. От разработки до запуска скоростного поезда прошло 19 лет. Через 25 лет пассажиры ЭР-200 расстались со своим любимцем и остались с мечтой о скорости.

Министерство путей сообщения в очередной раз решило «догнать Европу»: создать поезд со скоростью 250 км/час и построить отдельную магистраль. В 2000 году изготовили опытный образец «Сокол-250». Его судьба известна.…

Все эти годы страсти о быстрой езде не утихали. Были горячие сторонники и яростные противники. Справедливости ради надо сказать: именно компания «РЖД» поставила точку в споре – быть или не быть высокоскоростному движению в России. Конечно, быть. И свершилось это 5 лет тому назад, хотя железнодорожники отсчет ведут со дня подписания меморандума, который и положил начало совместной работе российских железнодорожников и компании «Сименс».


Рождение «Сапсана»

В апреле 2005 года на Ганновер-ской ярмарке в присутствии президента РФ Владимира Путина и федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера между ОАО «РЖД» и «Сименс АГ» был подписан договор о первом этапе проектирования высокоскоростных и скоростных поездов для России. Основной документ – контракт на разработку, изготовление и поставку восьми высокоскоростных поездов был подписан в г. Сочи 18 мая 2006 года. После всех формальностей началась рутинная работа единой команды.


Комментирует генеральный директор Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД» Владимир Андреев:

– И хотя в России не было высокоскоростного сообщения, но наша команда к реализации проекта «Сапсан» была готова. Мы учились на эксплуатации скоростного поезда ЭР-200, на проекте «Сокол», на «Авроре», «Невском экспрессе». На этих поездах мы наработали опыт. Мы нашли общий язык с немецкими специалистами и занялись, вы правильно сказали, рутинной, но очень интересной работой. В итоге родилось то, на чем уже 5 лет ездят наши пассажиры, – на комфортном, безопасном и быстром поезде «Сапсан».


Главный конструктор поезда Андреас Липп считает:

– Один из ключевых пунктов, – что мы действительно все работали и были как одна команда, члены которой поддерживали друг друга и не хотели доказывать, что кто-то чего-то не знает.

Без нас немцы на «Сапсане» ничего не сделали бы. Надо понимать, – продолжает Владимир Евгеньевич, – что Россия это не страна третьего мира. При всем уважении к немецким коллегам, как специалист могу сказать, что только с нашей командой стало возможным организовать движение высокоскоростных сдвоенных поездов длиной 500,8 метра, которые сегодня проходят процедуру внесения в «Книгу Гиннесса» как самый длинный поезд в мире. Это наши специалисты совместно с «Сименсом» обеспечили эту технологию. Наше кредо: скорость, комфорт, безопасность, высокий уровень сервиса, и мы этого достигли. Значит, в выборе партнера не ошиблись.

В книге, посвященной 5-летию «Сапсана», которая сегодня вышла в свет, начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Александр Назаров пишет: «Я хочу подчеркнуть важную роль

В. И. Якунина и В. А. Гапановича, они на своих уровнях в постоянном режиме проводили совещания и консультации. Все важные, самые срочные вопросы регулирующего характера, организационного, экономического решал лично президент РЖД. Роль В. А. Гапановича также была ключевой. А я и все подо мной – его бойцы».


Первые километры «Сапсана»

Пока на заводе компании Siemens в городе Крефельд-Юрдинген шла сборка поездов нового поколения, Октябрьская железная дорога готовила инфраструктуру и дом для «Сапсана» в поселке Металлострой. При активном участии немецких коллег было модернизировано моторвагонное депо Санкт-

Петербург-Московское (ТЧ-10). Об этом мы уже не раз рассказывали, но напомним. Сегодня по степени оснащенности ему нет равных в мире. Там установлен самый совершенный станок для обточки колесных пар, на котором в течение 40 минут можно обточить колесную пару и сменить ее профиль. И еще важно – за каждым шагом производственного процесса следят наши ученые. А вот прохождение дефектоскопии колесных пар проходит без участия человека. Здесь созданы все условия не только для текущего ремонта и обслуживания подвижного состава, но и для персонала. Более того, там смонтировано устройство по замене колесных пар, которого нет во всем мире.

28 ноября 2008 года первый бело-красно-голубой красавец плавно въехал в ворота своего дома и встал в ожидании начала отсчета первых километров жизненного пути.

4 марта 2009 года автору этих строк было дозволено принять участие в испытаниях скоростного поезда. На следующий день газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала: «Вчера «Сапсан» оправдал свое название: электропоезд на участке Боровенка– Торбино разогнался до рекордной скорости 293 км/час. Тогда в вагонах не было обещанного комфорта и уюта, они больше напоминали исследовательские лаборатории, оборудованные современной техникой.

Мне, конечно, хотелось поговорить со специалистами, но им было не до журналиста. А вот главный конструктор проекта Андреас Липп выделил несколько минут для беседы:

– «Сапсан» хорошо ведет себя на российской колее. Едет бесшумно, плавно тормозит и набирает скорость. Это говорит о том, что инфраструктура подготовлена.

После станции Угловка поезд начал набирать скорость; к экрану, на котором замелькали цифры, прильнули немецкие и российские специалисты, – 200, 240, 270, 277, 288, 293 км/час. И тут главный конструктор проекта остановил азарт первого заместителя начальника Октябрьской дороги Олега Валин-ского. А специалисты по электрификации с явной радостью зафиксировали – энергетика выдержала».

Сразу хочу заметить, с такой скоростью можно было проехать только на испытаниях. Эксплуатационная скорость «Сапсана» 250 км/час.

В соответствии с договором компания Siemens будет выполнять весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту высокоскоростных электропоездов «Сапсан» в течение 30 лет. А как это уже делается, нам рассказала Бригитте Бауман, директор филиала акционерного общества «Сименс АГ» по техническому обслуживанию высокоскоростных поездов в России:

– По контракту между «Сименсом» и РЖД немецкая компания 30 лет обеспечивает техническое обслуживание всех поездов на российской территории. Я не железнодорожница, по специальности инженер по автоматизации и компьютерной электронной сети. Кстати, училась в Советском Союзе во Львове (на Украине). Работала в Германии, Испании, Китае, но всегда имела желание поработать в России. В 2009 году такая возможность появилась, и вот я здесь уже 5 лет. Как говорят – мечты сбываются.

Моя группа занимается техническим обслуживанием «Сапсанов». Конечно, все привыкли, что этими вопросами занимаются мужчины. А что может женщина? Наверное, многие думали, когда я здесь появилась. Сейчас полагаю, что все вопросы сняты. И я довольна, что оказалась в команде умных инженеров, ответственных людей: Андреева, Пегова, Назарова. Мы быстро стали понимать друг друга, и в итоге родился наш ребенок по имени «Сапсан». Сначала пришли восемь составов, сейчас их 12, в том числе 4 в сдвоенном исполнении. В дальнейшем будут модернизированы все электропоезда для сцепки двух составов. В других странах тоже ходят парные составы, но они по 16 вагонов максимально. В России 20-вагонные самые длинные поезда в мире.

Для текущего ремонта высокоскоростных поездов здесь имеется самое современное депо, можно сказать, лучшее в Европе. Нет вопросов и с кадрами. Кроме немецких специалистов у нас работают железнодорожники РЖД и выпускники Петербургского университета путей сообщения (ПГУПС). Ребята приходят с хорошими теоретическими знаниями, а практику проходят у нас. Сейчас приступили к строительству нового здания для проведения капитального ремонта «Сапсанов». Мы все стараемся, чтобы опозданий не было. И знаем, что в России поезд должен ехать по расписанию. Работаем по формуле – сначала поезд, а все остальное потом.


Нас здесь ждут

В канун юбилея по приглашению Владимира Андреева мы с коллегой проехали от Питера до Москвы и обратно на этом замечательном поезде и узнали мнение пассажиров.

Из Санкт-Петербурга уезжали ранним утром в 6 час. 45 мин. Состав был заполнен на все 100%. Общаться с журналистами пассажиры особо не желали, спать хотели.

Галина Игнатьевна (так представилась она) сама остановила меня.

– Хочу поделиться состоянием, которое испытываю от поездки в этом поезде. Брат живет в Москве. Раньше я не могла часто его навещать. Ночным поездом не люблю, а дневные были не очень комфортные.

Теперь все изменилось, Вот видите, я развалилась в кресле и разговариваю с вами. Скоро и покушать принесут, а еда здесь очень вкусная. Честно скажу, и не думала, что у нас такое будет, что меня будут ждать в вагоне, а здесь нас ждут. Спасибо тем, кто это придумал и создал. А вот и барышни еду принесли.…

Следующей моей собеседницей была Елизавета:

– Люблю ездить дневным поездом. На этот раз пришлось такую рань. Встреча в 11 час. 30 минут. Вагоны классные, и сервис достойный. Все, как и должно быть у людей. Можно телевизор посмотреть, музыку послушать, а сейчас буду дремать. Ведь уже через полтора часа Москва!

В 6-м вагоне расположилась Екатерина с девочками-двойняшками. Детки спали в коляске, и мама с тревогой рассказывала мне, что с ними приключилось на Московском вокзале. Я ее слушала, но и сама была свидетелем происходящего на платформе. Но это отдельная, не праздничная, тема, и к ней обязательно вернусь.

– А помогла мне в этой ситуации бригада проводников вместе с начальником поезда Игорем Подберезским. Буквально за минуту до отхода поезда схватил моих дочерей, багаж и погрузил в последний вагон. Всю дорогу бригада меня опекала. В пути следования вызвали на перрон в Москве носильщика и даже дали охрану. Спасибо вам, Игорь, за доброту, сердечность.

Конечно, «Сапсан» мне очень нравится.

В первом вагоне всего 19 мест, в нем ездят деловые люди, а еще его любят мамочки с маленькими детками.

Евгения летать не любит, поэтому высокоскоростной поезд это находка. Ее 4-летняя дочь тоже любит поезд, особенно смотреть в окно. Только когда светло, заявила малышка.

«Сапсан» любят деловые люди, студенты, артисты, чиновники и известные люди, ветераны. Об этом свидетельствуют их благодарности и пожелания в бортовом журнале.


Валентина Матвиенко,
председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ

– Запуск «Сапсана» явился технологическим прорывом, поскольку это не просто изготовленный в Германии поезд, а плод длительной совместной работы германских и российских специалистов по адаптации немецкой техники к условиям России, созданию путевой, сетевой, станционной инфраструктуры, отвечающей повышенным требованиям.

Эксплуатация «Сапсана» – крупное событие в социальной и экономической сфере. Ведь проект сделал российские железные дороги конкурентоспособными в борьбе за самые котирующиеся в современном мире услуги – экономия времени человека, комфорт, безопасность. Вполне закономерно, что все эти годы «Сапсан» пользуется огромным спросом у пассажиров, постоянно является высокорентабельным.

Реализация проекта «Сапсан» – это также прорыв в области международного делового сотрудничества. Несмотря на проблемы, созданные мировым финансовым кризисом, обе стороны довели проект до полного завершения, продемонстрировав тем самым, что именно партнерство, уважение интересов друг друга помогают преодолевать самые большие трудности. Урок очень актуальный сегодня.

Поздравляю всех с 5-летием успешной работы! Желаю исполнения всего намеченного, доброго здоровья, благополучия.


Георгий Полтавченко,
губернатор Санкт-Петербурга

– Пять лет назад началась новая эпоха в истории наших железных дорог – в истории нашей страны. Скоростные «Сапсаны» сократили расстояние между двумя столицами. Сегодня, в День высоких скоростей, подводя некоторые итоги, хочется отметить, что география такого движения постоянно расширяется.

Нельзя не сказать об особой роли Санкт-Петербурга. Наш город в позапрошлом веке стал точкой отсчета для отечественных железных дорог, отсюда началась история этого вида транспорта в России. Сегодня точно так же северная столица России стала центром скоростного движения. Отсюда расходятся современные поезда в Москву, Петрозаводск, Новгород, Хельсинки. Пассажиры уже привыкли к тому, что дорога до Выборга, например, занимает около сорока минут. В городе на Неве создана уникальная учебная, научная и техническая база для развития скоростного движения. Именно в Петербурге построено депо для обслуживания новейшей техники. А специалистов для этого готовят наш старейший Петербургский университет путей сообщения и Северо-Западный центр корпоративного образования «РЖД – Лидер».

Высокоскоростное движение – это новые условия для развития страны, новые услуги для пассажиров, новые высокотехнологичные рабочие места.

От всей души поздравляю тех, кто пользуется высокоскоростными поездами, кто мечтал и реализовывал эту идею, кто сегодня работает в отрасли. Именно их ежедневный труд и профессионализм помогают миллионам пассажиров поддерживать высокий ритм жизни.


Ольга Таратынова,
директор Государственного
музея-заповедника «Царское Село»

– От всего сердца поздравляю руководство ОАО «РЖД» и лично Владимира Ивановича Якунина с 5-летием самого быстрого поезда России.

Благодаря «Сапсану» случилось невозможное – я полюбила командировки в Москву. Теперь дорога в столицу из утомительной поездки превратилась в приятную мимолетность. В этом экспрессе чувствуешь себя немножко человеком мира. Точно так же ты мчишься в Берлин в поезде «Deutsche Bahn» или в Париж на экспрессе TGV. И нет никакой ностальгии по перестуку колес. Рельсы – японские, состав – немецкий. А душа у «Сапсана» русская: здесь всегда уютно и хорошо. И особенно приятно, что на обложке его информационного буклета – фотография Екатерининского дворца. Москвичам, наверное, удобно приехать утром в Петербург на «Сапсане» и отправиться в Царское Село.

У самого быстрого поезда, на мой взгляд, очень удачное название. Он такой же красивый, сильный и стремительный, как птица сапсан.

Символично, что эти птицы в начале 50-х годов прошлого века гнездились на Исаакиевском соборе в Ленинграде. Сейчас они занесены в Красную книгу. А поезд «Сапсан» предлагаю внести в «Золотую книгу» Российских железных дорог. Это, несомненно, прорыв РЖД.

От всей души желаю компании «РЖД» новых рекордов, а «Сапсану» попутного ветра.


Дмитрий Пегов,
директор Московского метрополитена

– Время летит быстро. Так же быстро, как меняется пейзаж за окном поезда «Сапсан». Вот уже 5 лет по железным дорогам России бегут высокоскоростные поезда «Сапсаны», «Аллегро» их догоняют «Ласточки». А все начиналось с идеи энтузиастов, с первых неуверенных слов технического задания: «Поезд должен быть...»

26 декабря 2008 года в Санкт-Петербурге ОАО «РЖД» провело презентацию первого поезда «Сапсан». Через полгода, 30 июля 2009 года, поезд совершил первую демонстрационную поездку между Москвой и Петербургом. В поездке приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. «Сапсан» двигался со скоростью от 160 до 250 км в час. За 4 часа состав с почетными гостями прибыл в депо «Металлострой», где состоялось торжественное открытие комплекса по техническому обслуживанию высокоскоростных поездов.

Мне посчастливилось с первых дней заниматься этим проектом. Интересно было работать в команде, во главе которой был Владимир Иванович Якунин, рабочим процессом руководил Валентин Александрович Гапанович.

В 2009 году была создана Дирекция скоростного сообщения –

филиал ОАО «РЖД». У нас был подобран коллектив опытных, дерзких, неординарных, болеющих за дело специалистов – единомышленников. Общими усилиями и родился наш долгожданный высокоскоростной поезд по имени «Сапсан».

С праздником вас, дорогие коллеги, друзья и пассажиры.


Сегодня в честь маленького юбилея железнодорожники устраивают праздник для пассажиров. Обещают много сюрпризов. Как это будет происходить, мы обязательно расскажем.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии