15 лет диалога на языке права

Сегодня исполняется 15 лет со дня, когда Уставный суд Санкт-Петербурга начал свою работу. Накануне этой даты его председатель Наталья ГУЦАН дала интервью нашей газете.

15 лет диалога на языке права  | Судьи Уставного суда Санкт-Петербурга (слева направо) М. В. Петров, А. В. Шевченко,  Н. Ф. Гуцан, О. В. Герасина, И. В. Тимофеев.  <br>ФОТО предоставлено Уставным судом Санкт-Петербурга

Судьи Уставного суда Санкт-Петербурга (слева направо) М. В. Петров, А. В. Шевченко, Н. Ф. Гуцан, О. В. Герасина, И. В. Тимофеев. 
ФОТО предоставлено Уставным судом Санкт-Петербурга

– В сентябре этого года исполняется 15 лет со дня создания Уставного суда Санкт-Петербурга. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям, с чем связана эта дата для Вас как для юриста, руководителя судебного органа и жителя нашего города?

– Создание в 2000 году Уставного суда Санкт-Петербурга законодательной и исполнительной ветвями государственной власти Санкт-Петербурга означает, по существу, признание особой ценности Устава Санкт-Петербурга как правового акта и понимание необходимости его правовой защиты органом, действующим на основе права и защищающим право в своих решениях.

С образованием Уставного суда у жителей Санкт-Петербурга появилась дополнительная правовая возможность защищать свои права и свободы, а органы государственной власти Санкт-Петербурга получили новый канал правового общения и обратной связи с населением. В системе сдержек и противовесов, обеспечивающей демократические принципы осуществления государственной власти Санкт-Петербурга, возник новый элемент – судебный конституционный контроль, сделавший саму систему глубже и гибче.

Вот уже в течение 15 лет Уставный суд Санкт-Петербурга осуществляет деятельность, направленную на обеспечение верховенства права и единства правового пространства, развитие Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан и утверждение конституционализма в Санкт-Петербурге.

Выступая не только носителем, но и хранителем уникальной петербургской правовой культуры, Уставный суд Санкт-Петербурга ведет активную просветительскую деятельность (сотрудники Уставного суда проводят регулярные уроки правовых знаний для учащихся петербургских школ), стремится максимально полно знакомить жителей Санкт-Петербурга не только с содержанием, но и с процедурными особенностями конституционного судопроизводства (все судебные заседания в режиме онлайн транслируются в сети Интернет, видеоматериалы заседаний Уставного суда размещены для открытого доступа на сайте Уставного суда Санкт-Петербурга).

В решениях Уставного суда Санкт-Петербурга преломляются, получая правовую оценку, конфликты и противоречия, которые с неизбежностью порождает правовая и политическая жизнь. Однако, какие бы причины ни приводили участников политического общения в зал судебных заседаний Уставного суда Санкт-Петербурга, все они говорят между собой на языке права и отстаивают близкие им ценности, как ценности, основанные на правовом консенсусе. В свою очередь Уставный суд Санкт-Петербурга совместно с жителями Санкт-Петербурга, депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатором Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления приобретает бесценный опыт понимания, применения и защиты Устава Санкт-Петербурга.

В этой связи, пользуясь возможностью, хочу выразить признательность всем участникам правового диалога, пространством которого является Уставный суд Санкт-Петербурга. Утверждение Устава Санкт-Петербурга в качестве действующего права обеспечивается в том числе и усилиями граждан, обращающихся в Уставный суд, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и муниципальных советов, отстаивающих свое понимание уставных положений, глубокой проработкой рассматриваемых Судом вопросов со стороны специалистов, представляющих в Уставном суде Губернатора Санкт-Петербурга и Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, участием Прокуратуры Санкт-Петербурга.


– Не могли бы Вы кратко рассказать нам о судьях Уставного суда Санкт-Петербурга?

– Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей. В настоящее время замещены все пять должностей судей.

Судьи Уставного суда Санкт-Петербурга назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе сроком на шесть лет. Кандидатуры на должность судей Уставного суда могут вноситься Губернатором Санкт-Петербурга и группами депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов.

С самого начала своей деятельности Уставный суд Санкт-Петербурга формировался из высококвалифицированных специалистов. О потенциале Уставного суда Санкт-Петербурга наглядно свидетельствуют следующие цифры: из 15 человек, в 2000 – 2015 годах работавших и работающих в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, ученую степень доктора и кандидата наук имеют десять судей Уставного суда Санкт-Петербурга (из них шесть – доктора юридических наук); восемь судей Уставного суда Санкт-Петербурга удостоены почетных званий «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Трое судей были отмечены высоким званием «Заслуженный юрист Российской Федерации» в период работы в Уставном суде Санкт-Петербурга.

Профессиональный опыт судей обеспечивает глубокое понимание Судом тех общественных отношений, которые образуют предмет рассмотрения в Уставном суде Санкт-Петербурга и в конечном итоге – взвешенность и обоснованность принимаемых судебных решений. В составе Уставного суда в разные годы работали судьи, за плечами которых полтора десятилетия парламентской деятельности (Зыбин С. Ф., Ливеровский А. А., Тимофеев И. В.), более двадцати лет работы в судебных органах, органах юстиции и адвокатуре (Ильинская В. Г., Кулешова Л. В., Шевченко А. В., Осоцкий А. И.), более тридцати лет службы в органах внутренних дел СССР/Российской Федерации (Зыбин С. Ф., Петухов В. Г.).


– «Санкт-Петербургские ведомости» публикуют решения Уставного суда Санкт-Петербурга. Нередко вместе с решением мы публикуем особое мнение судьи или нескольких судей Уставного суда. Не могли бы Вы немного рассказать о том, как Суд ищет решение стоящих перед ним вопросов? Полагаю, этот вопрос интересен не только специалистам в области права, но и всем, кто интересуется жизнью города.

– Решение любого рода вопросов, возникающих перед Уставным судом, всегда основано на принципах коллегиальности, независимости судей и равенства прав судей Уставного суда Санкт-Петербурга. Сочетание указанных трех принципов обеспечивает принятие Судом эффективных и объективных решений. Коллегиальный характер деятельности Уставного суда не отменяет огромной индивидуальной роли каждого из судей.

Сама технология конституционного (уставного) судопроизводства, что подтверждается и действующим законодательством, выдвигает персональную правовую позицию судьи в конкретном деле на первое место. Именно правопонимание проблемы отдельным судьей служит истоком формирования внешне целостной правовой позиции Уставного суда Санкт-Петербурга. Коллегиальность проявляет себя в совместных обсуждениях и дискуссиях по проектам решений, при этом подготовка проекта решения, разработка правовых позиций, которые могут быть положены в основу судебного решения, полностью в сфере ответственности судей Уставного суда.

Способствуя согласованию позиций судей, коллегиальность вместе с тем не исключает сохранения у судьи по итогам обсуждения собственного мнения по рассматриваемому делу, отличного от мнения большинства судей, которое он вправе изложить в особом мнении.

Особое мнение судьи Уставного суда Санкт-Петербурга является, таким образом, реализацией принципов равенства и независимости судьи и не только не умаляет авторитет судебного решения, но подчеркивает, что при его принятии Судом были изучены и проработаны разнообразные варианты решения и правовую силу получил тот вариант, который отвечает правопониманию большинства судей.


– Если попросить Вас коротко описать, что должен знать об Уставе Санкт-Петербурга каждый житель города, что бы Вы отметили? Есть ли какие-либо особенности у Устава северной столицы, отличающие его от конституций (уставов) других субъектов Российской Федерации?

– Устав Санкт-Петербурга исключительно важный учредительный документ, и в нем нет второстепенных или малозначительных положений. Если коротко ответить на Ваш вопрос, то каждый петербуржец должен знать, что Устав Санкт-Петербурга определяет основные правила политической и социально-экономической жизни Санкт-Петербурга. Каждый петербуржец должен знать, что от его мнения зависит то, как будут организованы и как будут действовать органы государственной власти и органы местного самоуправления, как будет функционировать экономика Санкт-Петербурга, – это гарантировано Уставом Санкт-Петербурга. Каждый петербуржец должен знать, что Уставом Санкт-Петербурга ему гарантировано право защищать свое понимание уставных положений, в том числе и в Уставном суде Санкт-Петербурга.

Если говорить об особенностях Устава Санкт-Петербурга, то в настоящее время федеральное законодательство содержит комплекс норм, устанавливающих единые в масштабах всей Российской Федерации требования к организации и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональному правотворческому и бюджетному процессу, экономической деятельности субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что такие требования обязательны для всех субъектов Российской Федерации, региональные конституции (уставы) в настоящее время во многом унифицированы.

Вместе с тем в Уставе Санкт-Петербурга есть и особенности, к примеру – положения статей 7 и 8 Устава, посвященные историческим символам Санкт-Петербурга и петербургским традициям.

В этой связи в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне я хочу подчеркнуть еще один момент, который должен знать и помнить каждый петербуржец. Нашему городу всегда была свойственна историческая и культурная преемственность, а петербуржцы всегда очень остро чувствовали связь времен и поколений. Именно поэтому каждому жителю Санкт-Петербурга должны быть особенно близки и памятны положения Устава Санкт-Петербурга, закрепившие, что в Санкт-Петербурге хранят память о жертвах революций, Гражданской и Великой Отечественной войн, политических репрессий и блокады, о подвиге города-героя Ленинграда.

Каждый может и должен найти свою форму следования указанным положениям. К примеру, для судей и сотрудников аппарата Уставного суда особое значение имеют места, с которыми связаны памятные события жизни Петербурга и личные переживания многих из нас, – мемориал «Синявинские высоты», Невский пятачок, Пискаревское мемориальное кладбище, памятник пионерам-героям в Таврическом саду.


– Устав Санкт-Петербурга – это основной закон нашего города. Но насколько близок он к повседневным нуждам горожан? В чем можно видеть регулирование Уставом Санкт-Петербурга вопросов, касающихся непосредственного обеспечения жизнедеятельности города и его жителей?

– Безусловно, в Уставе Санкт-Петербурга мы не обнаружим норм, непосредственно регламентирующих правила водоснабжения жилых домов, содержания придомовых территорий или вопросы зачисления детей в школы и детские сады. Но Устав Санкт-Петербурга определяет требования, в соответствии с которыми должно осуществляться регулирование соответствующих вопросов.

Устав Санкт-Петербурга направлен на то, чтобы законы Санкт-Петербурга принимались с соблюдением принципов представительной демократии, отражали волю и интересы жителей Санкт-Петербурга. Для граждан важно то, что через Устав Санкт-Петербурга реализуются определенные требования к правовому регулированию в любой сфере – это, в частности, требования ясности, однозначности, стабильности правового регулирования и поддержания доверия граждан к праву, запрет на дискриминационное либо ограничительное регулирование.

Не менее важно и то, что Устав Санкт-Петербурга является гарантом базовых ценностей, которые лежат в основе гражданского консенсуса петербургского общества, определяют векторы созидательной деятельности и политической активности жителей Санкт-Петербурга.

Тем самым законы Санкт-Петербурга, акты законодательного и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, регулирующие вопросы, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности граждан, должны соответствовать уставным принципам, не могут быть произвольными ни по порядку принятия, опубликования и введения в действие, ни по форме, ни по содержанию.

Важно помнить и о том, что чем активней граждане участвуют в формировании органов власти и местного самоуправления, чем настойчивей взаимодействуют с избранными депутатами всех уровней, чем активней граждане готовы защищать выраженные в нормах права ценности, тем реальней будет влияние Устава Санкт-Петербурга на жизнь Санкт-Петербурга и каждого гражданина в частности.


– Деятельность Уставного суда, как известно, направлена на защиту Устава Санкт-Петербурга. Не могли бы Вы пояснить, что понимается под защитой Устава Санкт-Петербурга?

– Устав Санкт-Петербурга имеет прямое действие и обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам Санкт-Петербурга, правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга. В этом смысле защита Устава – это защита его от нарушений иными нормативными правовыми актами, обеспечение их соответствия Уставу Санкт-Петербурга. Уставный суд Санкт-Петербурга полномочен признать закон Санкт-Петербурга, нормативный правовой акт органа государственной власти Санкт-Петербурга, органа местного самоуправления не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, и такой акт утратит юридическую силу. Уставный суд вправе, не лишая проверяемый акт юридической силы, придать его положениям уставное понимание: выявить единственно возможный в правоприменительной деятельности смысл или же исключить смысл, расходящийся с содержанием Устава Санкт-Петербурга. И только в таком – уставном – смысле данный нормативный правовой акт и должен будет применяться всеми.

Учитывая особое правовое содержание Устава Санкт-Петербурга, его защита должна обеспечивать и утверждение конституционных принципов в системе законодательства Санкт-Петербурга, и контроль за тем, чтобы определенные Уставом Санкт-Петербурга цели развития нашего города достигались уставными средствами и методами, и баланс признаваемых петербуржцами ценностей с обязательным условием, чтобы каждая из ценностей реализовывалась не в ущерб другой.


– Можно понять причины обращения в Уставный суд граждан, они стремятся к защите своих прав и свобод. Вызывает интерес, какие причины приводят в зал заседаний Уставного суда Санкт-Петербурга Губернатора Санкт-Петербурга, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления?

– Для обращения в Уставный суд у названных Вами субъектов могут быть самые различные основания – неопределенность в том, как следует понимать и применять те или иные нормы Устава Санкт-Петербурга, необходимость проверки на соответствие Уставу Санкт-Петербурга порядка и результатов законодательного процесса, потребность разрешить вопрос о том, соответствует ли Уставу Санкт-Петербурга закон Санкт-Петербурга, нормативный правовой акт органов государственной власти Санкт-Петербурга или органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга.

Между тем причина обращения, я полагаю, одна, и она общая для всех, кто обращается в Уставный суд Санкт-Петербурга – и для граждан, и для органов государственной власти Санкт-Петербурга, и для органов местного самоуправления, – это намерение путем правового общения решить имеющуюся проблему. Хочу обратить внимание, что «красной нитью» через весь текст Устава Санкт-Петербурга проходит идея взаимодействия всех ветвей и органов государственной власти Санкт-Петербурга. И правовой диалог в зале заседаний Уставного суда Санкт-Петербурга является одной из эффективных форм такого взаимодействия.

Результатом такого правового диалога является лучшее понимание сторонами судебного процесса существа проблемы, приведшей их в зал Суда, а специфика конституционного судопроизводства дает возможность не углублять спор, а объединить усилия для устранения источника конфликтной ситуации. В практике Уставного суда Санкт-Петербурга нередки случаи, когда органы государственной власти Санкт-Петербурга, столкнувшись с фактом оспаривания того или иного нормативного правового акта в Уставном суде, не дожидаясь решения Суда, прекращают действие оспариваемого акта, инициируют нормотворческий процесс в целях принятия нового нормативного правового акта, в рамках которого появляется возможность исправить те дефекты, которые послужили поводом обращения в Уставный суд.


– Может быть, были какие-то особенно запоминающиеся события или судебные дела, о которых Вы могли бы рассказать?

– Трудно выделить конкретное судебное дело как особенно запомнившееся. Каждое постановление Уставного суда Санкт-Петербурга, как по делу о толковании Устава Санкт-Петербурга, так и по делу о соответствии нормативного правового акта Уставу Санкт-Петербурга, значимо и в силу характера рассматриваемых вопросов, и в силу того, что оно касается правил поведения и, соответственно, распространяется на огромный круг людей. И даже в том случае, когда в Уставный суд обращается гражданин со своим конкретным делом, то, оспаривая закон Санкт-Петербурга и защищая свой частный интерес, он одновременно защищает интересы и других жителей Санкт-Петербурга – ветеранов, пенсионеров, предпринимателей.

Предметом рассмотрения Уставного суда Санкт-Петербурга стали положения, касающиеся самых различных сфер: прав и свобод граждан; социально-экономического развития Санкт-Петербурга; уставных пределов полномочий, организации и деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга; организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга и вопросов местного значения; законодательного процесса в Санкт-Петербурге; бюджетного процесса Санкт-Петербурга, полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в бюджетно-финансовой, инвестиционной, налоговой сферах, а также отношениях, связанных с управлением собственностью Санкт-Петербурга.

Практически в каждой сфере общественных отношений можно выделить сформулированные Уставным судом Санкт-Петербурга правовые позиции. В частности, важное значение для обеспечения принципа народовластия имеет правовая позиция Уставного суда Санкт-Петербурга о том, что именно личное участие депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в принятии Законодательным Собранием Санкт-Петербурга правовых актов обеспечивает реализацию действительной воли избирателей. Следует отметить и правовую позицию о том, что законодатель Санкт-Петербурга должен стремиться к тому, чтобы вводимые им правовые механизмы обеспечивали максимально эффективную реализацию Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге уставных целей, в том числе своевременное и в полном объеме использование имеющихся в его распоряжении средств для защиты нарушенных прав и свобод каждого конкретного заявителя. Для городского хозяйства и органов местного самоуправления фундаментальное значение имеют неоднократно выраженные правовые позиции Уставного суда о том, что законодатель Санкт-Петербурга вправе использовать дифференцированный подход при определении перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, если критерии такой дифференциации едины, объективно оправданны и обоснованны, а используемые для достижения этих целей средства соразмерны им.


– Можно ли обжаловать и отменять решения Уставного суда? Если можно, то были ли такие случаи в практике?

– Решение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным, обжалованию не подлежит, не может быть пересмотрено иным судом. Уставный суд вправе пересмотреть принятое им решение, если оно основывалось на нормах Устава Санкт-Петербурга, признанных впоследствии Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными. Случаев пересмотра Уставным судом принятого решения не было, как не было и случаев признания Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными положений Устава Санкт-Петербурга.

Важно, что законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты либо отдельные их части, признанные Уставным судом противоречащими Уставу Санкт-Петербурга, считаются недействительными со дня провозглашения решения Уставного суда, не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими. Кроме того, признание нормативного правового акта не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нем либо его воспроизводящих. Конституционным Судом Российской Федерации сформулирована правовая позиция о том, что решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации являются основанием для пересмотра в определенных случаях решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов.


– С какими делами Уставному суду Санкт-Петербурга приходится сталкиваться наиболее часто?

– Большинство поступающих в Уставный суд Санкт-Петербурга обращений – это жалобы граждан, и около 70% из них связаны с защитой социально-экономических прав и свобод. Следует отметить, что в приеме к рассмотрению значительного числа поступающих от граждан жалоб Уставный суд Санкт-Петербурга вынужден отказывать. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга Уставный суд по жалобам граждан рассматривает только дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого по существу начато или завершено в суде. Таким образом, для того чтобы Уставный суд мог принять жалобу гражданина к своему производству, гражданин должен представить вступившее в законную силу решение суда, из которого следует, что в деле гражданина судом применены именно те нормы закона Санкт-Петербурга, которые он хотел бы оспорить в Уставном суде Санкт-Петербурга.

Обращаю внимание читателей на то, что на сайте Уставного суда Санкт-Петербурга размещена подробная информация о порядке обращения в Уставный суд, там же можно найти образцы жалобы. На стенде в холле здания, в котором располагается Уставный суд Санкт-Петербурга (Суворовский проспект, дом 62, лит. А), есть вся необходимая информация для граждан. По любым вопросам можно звонить по указанным телефонам, и сотрудники аппарата Суда дадут необходимые пояснения.

Достаточно активно в Уставный суд Санкт-Петербурга обращаются и группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, по запросам которых принято более 30% от общего числа постановлений Уставного суда Санкт-Петербурга. Право на обращение в Уставный суд Санкт-Петербурга является одной из уставных гарантий независимости депутатов и объективного выражения интересов избирателей.

В целом в практике Уставного суда Санкт-Петербурга в условно равной пропорции представлены дела о толковании Устава Санкт-Петербурга, о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Вместе с решениями Уставного суда Устав Санкт-Петербурга проявляет себя в качестве действующего права, а выработанные Уставным судом правовые позиции раскрывают содержание учредительной природы Устава Санкт-Петербурга и его гарантирующих начал. Применение Уставным судом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации создает условия для конституционализации политического пространства Санкт-Петербурга, для отношения к политическому пространству как пространству диалога, измеряемому и понимаемому в системе взаимосвязанных уставных и конституционных координат.

Как и в любом диалоге, бывает так, что кто-то больше хочет быть услышанным, чем услышать, кто-то хочет сказать о наболевшем, а кто-то – утвердить свою позицию. Как следствие, итог такого общения может быть различным и неодинаково восприниматься всеми участниками, он может зависеть от соотношения политических сил и по-разному понятых общественных интересов, но до тех пор пока политическое общение остается в системе конституционных (уставных) координат, сохраняется гарантия того, что это будет диалог равных сторон, говорящих на понятном друг другу языке – языке права, а значит – языке консенсуса.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (5543) от 14.09.2015.


Комментарии