10 заповедей для не-инвалидов

Изучая научный труд, посвященный жизни людей в психоневрологических диспансерах, обнаружила в нем ссылку на «10 заповедей для не-инвалидов». Исследователи обнаружили их в комнате для волонтеров в одном из ПНИ. Как они пишут, установить первоисточник не удалось, но данные заповеди часто цитируются на профильных сайтах и, скорее всего, являются переводом с немецкого.

10 заповедей для не-инвалидов | Иллюстрация majivecka/shutterstock.com

Иллюстрация majivecka/shutterstock.com

Ниже я тоже процитирую их полностью, но сперва попробую объяснить, почему мне кажется очень важным, чтобы их прочитал, а желательно – и использовал в жизни не только узкий круг специалистов и волонтеров. Эти заповеди интересны тем, что написаны как бы от лица самого инвалида и предлагают посмотреть на мир и на себя его глазами. Они начинаются с вводных и 100%-но правильных слов: «Если вы не инвалид, то это не ваша заслуга, если вы инвалид, то это не ваша вина».

Ничего особенного в этих правилах-требованиях нет. Но как же верно они отражают типичные для обычных людей ошибки в поведении. Например, склонность общаться с «особыми» людьми, как с детьми. И не только с теми, чьи интеллектуальные способности ниже наших, но и с теми, чей внешний вид лишь «намекает» на это. Человек с ДЦП, имеющий проблемы с координацией движений и артикуляцией, может защитить три докторские диссертации и изобрести вечный двигатель, но для внешней среды все равно выглядеть мычащим «дурачком». Увы, встречают «по одежке». И винить в этом людей сложно, ведь, для того чтобы понять, как порой не совпадают внешний вид и внутреннее содержание, надо с такими людьми не просто повстречаться на улице, но и плотно контактировать. Вчитайтесь...

«1. Ты не должен обращаться со мной, как с ребенком, – даже если я все еще могу радоваться мелочам, как ребенок.

2. Ты должен называть меня моим настоящим именем. Ведь за уменьшительно-ласкательными именами ты прячешь кажущееся превосходство.

3. Ты не должен меня жалеть и не должен глупо шутить со мной.

4. Ты не должен излишне меня опекать и решать все за меня. Достаточно того, что я и так во многом завишу от помощи других людей.

5. Ты не должен отказывать мне в праве иметь такие же желания, как и ты.

6. Ты должен позволять мне решать самому, до тех пор пока я не ограничиваю твоих прав и не подвергаю себя опасности.

7. Ты должен воспринимать меня всерьез, даже если я не во всем могу идти с тобой в ногу.

8. Ты не должен сразу говорить, что я невыносим или импульсивен только потому, что я не прячу свои чувства под маской.

9. Ты не должен полагать, что я не замечу твое настоящее отношение ко мне только потому, что я не так хорошо могу выразить свои мысли.

10. Ты должен говорить не обо мне, а со мной».

Вспоминаю, как во время одного из первых своих интервью (а мне тогда надо было поговорить с девушкой, страдающей тяжелой формой ДЦП) я разговаривала исключительно с ее мамой и мимоходом спросила про степень интеллектуального развития дочери. Девушка в это время сидела рядом, мыкая и гукая, пила сок из детской чашки-поилки, порой промахиваясь ею мимо рта. А потом по Интернету я получила от нее письмо с ответом на вопросы, которые касались лично ее. Это было грамотное сообщение, без единой пунктуационной или орфографической ошибки, со взрослыми рассуждениями и чувством юмора...

Этот первый случай научил многому. И все же до сих пор, сталкиваясь с нетипично выглядящим, а тем более плохо говорящим человеком, ловлю себя на том, что пытаюсь упростить вопросы, по делу и без дела использую уменьшительно-ласкательные суффиксы, как будто разговариваю с малым ребенком. Чисто инстинктивно так и тянет в первые же пять минут нарушить добрую половину процитированных заповедей. Поэтому и хочется их напечатать, вырезать и наклеить на стенку.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (5681) от 13.04.2016.


Комментарии