100 миллионов за мыльный пузырь

Российская академия художеств - для непосвященных некий Олимп, приближаться к которому надо с трепетом и желательно без головного убора. Где-то там, наверху в облаках, сидит всемогущий бог - Зураб Константинович Церетели. Изредка он спускается на грешную землю, окидывает все вокруг себя царственным взором: «Ну как вы тут, ребята, живете? Все в порядке у вас?». «Все в порядке, батоно Зураб! - отвечает ему дружный греческий хор. - Вот только подпишите пару бумажек. Здесь, здесь и здесь...» Церетели, не глядя, ставит несколько размашистых подписей и снова убывает к себе в облака.

100 миллионов за мыльный пузырь |

Мастер-класс по воровству

Если читатель сомневается в правдоподобности приведенной картинки, то могу сообщить, что она подтверждается материалами нескольких уголовных дел, находившихся в производстве УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Дела эти касались гигантских хищений бюджетных средств в системе РАХ. В рамках следствия ее президент, великий скульптор Церетели, был неоднократно допрошен в качестве свидетеля и честно признался, что в суть подписываемых им финансовых документов не вникал. Не царское, мол, это дело. На то существуют специально обученные люди.

Все старо как мир. Есть великий и непогрешимый царь, а при нем - вороватые холопы, которые под прикрытием его сияния и славы набивают себе карманы. В данной конкретной ситуации такую роль сыграл начальник управления капитального строительства РАХ Андрей Узун. Человек, якобы имевший три диплома о высшем образовании (на деле оказалось - ни одного), приехавший в Москву из далекой молдавской глубинки, каким-то чудом оказался облечен высочайшим доверием и допущен к таким денежным потокам, которые никому из нас не снились и в сладком сне. Чем и воспользовался по полной.

Питерские воришки-коррупционеры могут считать, что он показал им мастер-класс. Ну сколько, «по понятиям», можно своровать на строительном контракте? Двадцать процентов тебе «откатят» - это хорошо. Тридцать - просто прекрасно. Но чтобы выполнить работ на 500 тысяч, а получить 100 миллионов - это какая-то ненаучная фантастика. А между тем именно такие цифры фигурировали в обвинительном заключении по одному из вышеуказанных уголовных дел.

Речь в нем шла о выполнении ремонтно-строительных работ в здании Академии художеств на Университетской набережной. Тогда из выделенных на ремонт 245 миллионов рублей были украдены 186. Заказчика работ представлял Узун, а исполнителя - некая фирма «Узакон-Строй», которую возглавляла... его жена. Впрочем, чтобы не вызывать лишних вопросов, договор подряда и акт выполненных работ она доверила подписать своему отцу. Надо ли говорить, что, когда дело дошло до следствия, дочь и папа сделали большие глаза и сыграли в «твоя моя не понимай».

Питерские чекисты, однако, даром времени не теряли. Задержанный ими 11 января 2011 года Узун за свои «художества» получил два судебных приговора и задержался в Петербурге на 5 лет и 2 месяца. Исчезнувшие деньги, правда, вернуть не удалось. Узун, понятно, был товарищ не бедный, и кое-что в погашение ущерба у него можно было бы изъять. Но... находясь за решеткой, он чудесным образом умудрился сбыть свою многочисленную недвижимость (в том числе трехэтажный дом в Солнечногорске) бедной старушке из Костромской области и остался гол как сокол.

Подробнее обо всем этом можно прочитать в статье «Вы рисуйте, вам зачтется», опубликованной в нашей газете 21 марта 2016 года. Заканчивалась она, если помнит читатель, последним эпизодом, вмененным Узуну.

1 октября 2008 года был подписан контракт на реконструкцию находящейся в поселке Юкки базы творческой практики Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона. Стоимость работ - 117 миллионов рублей. Под контрактом подписались Церетели (как полагает следствие, «неосведомленный о планируемой противоправной деятельности участников хищения»), директор лицея Лариса Кириллова и от имени своего тестя, гендиректора «Узакон-Строя», - Узун. Никого при этом не смутило, что последний, по сути, представляет в одном лице и заказчика, и исполнителя.

Дом или фантом?

Проанализировав ситуацию, следствие пришло к выводу, что еще на стадии подготовки конкурсной документации техническое задание в нарушение требований закона «О защите конкуренции» составили так, что какая-либо конкуренция была исключена и победа «Узакон-Строя» гарантирована. Аукционная комиссия, рассматривавшая заявки на право заключения госконтракта, признала аукцион несостоявшимся и присудила победу «Узакон-Строю».

На первом допросе Лариса Кириллова призналась, что победитель ей был откровенно навязан. Но потом, немного подумав (и, видимо, посоветовавшись с адвокатами), свои показания изменила, заявив, что просто добросовестно заблуждалась.

Точно так же она объяснила и свою наивность при подписании актов приема выполненных (а на самом деле - невыполненных) работ. Дескать, поверила обещаниям Узуна, что все будет построено. Да, выезжала на объект, какие-то недоделки видела, но не придала им значения. Она ведь художник, а не строитель.

Первый акт на сумму 25 миллионов рублей Лариса Николаевна подписала уже 25 декабря. Проверяла ли она, какие работы были сделаны на столь серьезную сумму за столь короткий срок? Трудно поверить. Ибо на самом деле израсходовано было всего 5,5 миллиона. Не заметить разницу мог разве что слепой. Но уже 30 декабря все деньги «Узакон-Строй» исправно получил.

Второй акт - на сумму 2 миллиона рублей - подписывается уже 26 декабря. На этот раз никаких работ не было вообще! 10 марта 2009-го подписаны сразу два акта - один на 30, другой на 15 миллионов, из которых по факту на дело пошли, соответственно, лишь 6,8 и 1,01 миллиона...

Всего таких актов Кириллова подписала 7 штук. В соответствии с ними, «под ключ» были сданы три корпуса базы - учебный, спальный и котельная. На самом же деле первый находился в недостроенном состоянии, второй - на стадии фундамента, третьего не было вовсе. Но и большая часть работ, как выяснилось, уже была проделана раньше, другим подрядчиком. Тому заплатили всего 10 миллионов, а потом пришел Узун и... создал гигантский мыльный пузырь. Причем умудрился сэкономить даже на нем - как свидетельствует следствие, работы проводились силами «неквалифицированных трудовых мигрантов, работавших на объекте в нарушение действующего миграционного законодательства».

В итоге из 117 миллионов было похищено без малого 100.

Да, мы, конечно, знаем, что творческие люди порой не от мира сего, но не до такой же степени! Заплатить за якобы построенное здание, вместо которого - голая земля, это называется добросовестным заблуждением? Тем более что, как свидетельствуют данные пеленгов телефонных переговоров, в Юкках Лариса Николаевна периодически появлялась и реальную обстановку на объекте должна была представлять.

Так принято...

«Как вы могли принять одни и те же работы у двух разных организаций?» - спросили у Кирилловой. Она развела руками, заявив, что об этом ей стало известно лишь в 2009 году. Дескать, узнав, попросила у Узуна разъяснений, а он ответил, что ничего страшного, так у строителей принято...

К моменту начала следствия по базе в Юкках Узун уже отбывал срок по делу о ремонте Академии художеств. Свою вину за аферу с базой взял на себя - да, он вводил в заблуждение Церетели, а часть актов подписывал за него сам, пользуясь полученной от него доверенностью. Реально, конечно, базу построить хотел, но... когда-нибудь потом. А теперь просто не успел.

За «художества» в Юкках Узун получил 4 года и 5 месяцев. В итоге хитрого сложения с предыдущим приговором и получились те самые 5 лет и 2 месяца, которые он уже благополучно отбыл. Суд же над Кирилловой пришлось отложить ввиду ее болезни.

Учитывая почтенный возраст и заслуги Ларисы Николаевны (а она - заслуженный художник России, действительный член РАХ), следствие не стало заключать ее под стражу, ограничившись домашним арестом. Тем не менее в СМИ поднялась шумная кампания в защиту «несправедливо обиженной» художницы. Тот аргумент, что Уголовный кодекс не содержит специальных изъятий для людей творческих и заслуженных, никого почему-то не убеждал...

Под шум скандалов дело своим чередом дошло до Василеостровского районного суда. И тот признал Кириллову виновной в растрате и приговорил к 5 годам условно со штрафом 200 тысяч рублей. Приговор этот, однако, был отменен городским судом по формальному основанию - оказалось, что дело рассматривал тот же судья, который отправил за решетку Узуна. И, следовательно, раз высказавшись по этому вопросу, на второй раз он уже не может быть беспристрастным.

Дело вернули на повторное рассмотрение другим составом суда. Но он вынес точно такой же приговор. 8 ноября нынешнего года его подтвердила апелляционная инстанция городского суда. Ныне он уже вступил в законную силу. Лариса Николаевна от должности освобождена и может теперь полностью сосредоточиться на любимом творчестве.

Актуальным, однако, остается самый естественный вопрос: почему люди не боятся подписывать финансовые документы, столь явно грозящие им тюремным сроком? Ведь нельзя же всерьез поверить в такую наивность - чай, не малые дети, а взрослые, умудренные опытом работники, не первый год занимающие ответственные должности...

- А потому что в подавляющем большинстве случаев это действительно проходит безнаказанно, - развел руками один из занимавшихся этим делом следователей. - Мы вылавливаем лишь крошечную часть таких деяний.

Как видим, ничего особенного - просто по таким законам живет наш строительный бизнес. И данная история ничем не примечательна. Кроме того, что коснулась сферы, где обитают люди высокодуховные, казалось бы, бесконечно далекие от всякой меркантильности.

#Российская академия художеств #строительство #хищения

Комментарии