100 + 92 = 92

Реорганизация школ в Петербурге проходит тише, чем в Москве. В столице педагогическая и родительская общественность бунтовала, у нас «слияния и поглощения» не столь масштабны и обсуждаются внутрикорпоративно. Когда вышло распоряжение комитета по образованию о том, что «в целях оптимизации» школа # 100 Выборгского района будет исключена из сети образовательных учреждений путем присоединения к гимназии # 92, педагоги, по их же выражению, «молчали, как вечерний океан». Всполошились родители.

100 + 92 = 92 | Помимо этого здания на Ярославском у «Cотки» есть еще одно, на Большом Сампсониевском. Оно тоже отойдет гимназии. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Помимо этого здания на Ярославском у «Cотки» есть еще одно, на Большом Сампсониевском. Оно тоже отойдет гимназии.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

МЧС  в образовании

«Сотка» – необычная школа. Это ЦО, центр образования. На его сайте что-то вроде девиза: «Мы как МЧС в образовании», хотя на самом деле то, что для обычных школ «чрезвычайная ситуация» (скажем, «неподдающиеся» ученики), здесь повседневность.

«Это совершенно особая школа, в которой успешно обучаются дети, не имеющие возможности (в силу самых разных объективных причин) учиться в обычных школах», – пишет родительский комитет депутатам Законодательного собрания.

И перечисляет: «трудные» подростки с девиантным поведением, «неблагополучные» учащиеся, исключенные из обычных учебных заведений. А также дети-изгои, которых в своих школах травили, дети-инвалиды, опекаемые сироты и воспитанники детдомов, дети из малообеспеченных семей. А также успешные спортсмены, которые вечно на сборах, и пятерочники «со сложным характером», и рабочая молодежь.

– Я только что с консультации перед экзаменом, – рассказывает преподаватель математики Татьяна Иванова. – Паренек, 29 лет. Попал в автомобильную катастрофу, два месяца был в коме, потом заново учился ходить, говорить. Он упорный, решил окончить 11 классов – ну куда ему, возрастному? К нам. Или еще пример: в этом году среди выпускников – женщина, 37 лет. Одновременно с дочкой 11-й класс заканчивала, только дочь в другой школе. Эта наша мама-ученица блестяще сдала экзамены. Еще пример. Молодой человек, 28 лет; его когда-то выпихнули из одной гимназии. Он сильный в учебе, а в гимназии не прижился, потому что пропускал занятия – вынужден был работать. Какая школа с таким расписанием смирится? А у нас он если может – присутствует на уроках, не может – потом сдает зачеты.

– У меня сын тут в 9-м классе, – говорит Александр Касимов. – Семья нормальная, у меня высшее образование, у матери высшее. Парень несколько лет занимался в школе олимпийского резерва, учился в лицее, четверки-пятерки. Но, видимо, нагрузка сказалась. В лицее начались конфликты с учителями. Ну мы решили, что здоровье дороже – перевели в эту школу.

Словом, «контингент» чрезвычайно разнообразный. Общее только одно: потребность в очень гибком расписании и разных формах обучения. Очная, очно-заочная, заочная, домашнее обучение, экстернат...


Главное – пережить седьмой класс

Набор в ЦО # 100 — с седьмого класса. Но и прочие классы в течение года пополняются – дети переходят из других школ.

«Главное – пережить седьмой класс, дальше легче», – в «Сотке» это присказка. Потому что седьмой полностью набран с нуля; первые два месяца учиться не хотят вообще – как не хотели и в своих прежних школах.

– Некоторые семиклассники читают по 40 слов в минуту. Это уровень второго-третьего класса, – рассказывает Алла Репина, преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель России.

Такие ученики – роскошь, почти непозволительная обычным школам, не говоря о лицеях-гимназиях: отстающие снижают показатели.

– Школам нужны показатели для рейтинга, – комментирует учитель истории Людмила Пуртова. – У нас совсем иная установка. Для многих наших детей тройка – это успех. Мы рады, если у нас ученик на ЕГЭ набирает баллы, достаточные для того, чтобы хотя бы получить сертификат об окончании школы.

Впрочем, у некоторых достаточно баллов ЕГЭ для поступления в Лесотехническую академию, Международный институт экономики и права, Военмех, Политех.

– В этом году ЕГЭ по математике разделен на базовый уровень и профильный для технических вузов. Так вот 46% наших 11-классников сдали «базу» на четыре и пять. Каждый второй, – гордится Татьяна Иванова.

– У меня ученица одна замкнутая, ни с кем не общается, – добавляет Наталья Князева, учитель английского. – Вижу, что у нее английский хороший. Спрашиваю: тебя на олимпиады направляли? Нет. Мы направили – стала призером района.

Перечисляют достижения: в прошлом году грамоты в «Русском медвежонке» (международный конкурс по языкознанию); в президентских спортивных соревнованиях заняли третье место в том году, в этом – второе.

Правда, тут же, через запятую, признают: 40 человек на учете комиссии по делам несовершеннолетних.

– Нам на это часто указывают, – говорят учителя. – Но дело в том, что все ребята к нам пришли, уже состоя на учете. У нас эти ученики не совершили ни одного преступления.


Не по уставу

На запрос «СПб ведомостей» администрация Выборгского района ответила: «Своевременно были проведены собрания трудового коллектива реорганизуемого учреждения и родителей...».

Распоряжение комитета – от 17 апреля.

– Нам сообщили о реорганизации 12 мая, приходили представители районного отдела образования, – рассказывает Татьяна Иванова. – Сказали, что устав реорганизованного учреждения учтет и наш устав, что все наши формы обучения останутся.

Родители тревожились, поскольку обещания были на словах, не на бумаге.

Как бы то ни было, будем считать «обещанием на бумаге» ответ администрации газете: «формы обучения для учеников ГБОО # 100 (имеется в виду ГБОУ, государственное бюджетно-образовательное учреждение. – Ред.) после присоединения к гимназии # 92 останутся прежними. Данная возможность подтверждена уставом гимназии # 92, интересы учащихся не будут ущемлены, дети продолжат обучение по тем же учебным планам, в том же здании, в привычных для них условиях...».

Кажется, родители могут выдохнуть. Педагоги – нет:

– Это просто дает нам полтора-два года «жизни». И все.

1 июня «Сотка» должна была начать, как обычно, набор в седьмые классы. Сейчас на звонки желающих отвечают: извините, набора не будет.

– Представители роно нам общую схему рассказали, – говорит Людмила Пуртова. – Набор в седьмые классы центра прекращен, остаются 8 – 11-е классы, и эти остатки центра будут существовать до ухода из школы последнего нашего класса. А дальше, как нам сказали, все будет замечательно, «вы будете гимназией».

То есть это поколение «проблемных» отучат, а потом, вероятно, в районе будут только благополучные дети.

– Чтобы стать неблагополучной семьей, не обязательно пить и принимать наркотики, – говорит учитель географии Евгения Алферова. – У меня муж умер в 42 года от онкологии. А эта болезнь вымывает просто все деньги. Одной дочке было 14 лет, другой 16. У учителей в 2003 году была зарплата 5 тысяч. Нищета. И девчонки пошли работать.


Хорошее место

На стене «Сотки» – табличка: «Победитель конкурса педагогических достижений». В 2013 году район оценил совершенно конкретную функцию ЦО # 100: педагоги, говоря формально, делают так, что дети остаются в рамках образовательного процесса. Несмотря ни на что.

– Мы не партизаны, не сами по себе возникли, – резюмирует Евгения Алферова. – Центр создавался со вполне определенными целями. Наша концепция – «комфортная безопасная среда для детей разных возможностей».

Сюда едут из Приморского, Калининского, Красногвардейского районов.

– Ни разу от администрации мы «спасибо» не слышали. Конечно, если сравнить результаты других школ и нашей – у нас они хуже. Заведомо, – говорят педагоги.

– Но по результативности среди центров образования мы на одном из лучших мест в городе, – отмечает Татьяна Иванова. – Поэтому непонятно...

Коллеги перебивают: понятно. Центр образования # 100 и территориально – «на одном из лучших мест в городе». Все транспортные развязки. Ж/д станция «Удельная», метро, трамваи разных маршрутов, автобусы. Удельный парк рядом. Ярославский проспект, на котором центр находится, – даром что «проспект»: тихий, зеленый.

– Здесь дорогая земля, – поясняют. – На Ярославском проспекте 43 уплотнительных застройки. Вот вы к нам шли мимо синего забора – это 44-я уплотнительная.

Татьяна Иванова — «ветеран» этой школы, еще училась здесь. На ее веку, говорит, это здание уже несколько раз едва не сменило хозяина. Налоговая хотела здесь разместиться, потом вспомогательная школа, затем секта, которая называла себя «общественной организацией», – с ней семь лет судились...

Или вот читаем на одном новостном сайте: «...Единственное в своем роде образовательное учреждение района, в котором обучаются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации /.../ а также взрослые, вовремя не получившие среднего образования, хотят закрыть...». Дежавю. Нет, речь действительно о «Сотке». Только новость годичной давности. Год назад тоже будто бы было устное распоряжение администрации района остановить набор. Родители воспротивились, добрались до Василия Кичеджи (тогда вице-губернатора). Телеканалы приехали. И «рассосалось». Прием возобновили. Правда, потом жизнь педагогического коллектива разнообразили всевозможные проверки.

Районная администрация приводит свои резоны. Здание ЦО # 100 рассчитано на 675 человек, но в конце этого учебного года было всего 515 учеников, а к 1 сентября «количество обучающихся значительно уменьшится и составит не более 300 человек». А в гимназии # 92 дефицит учебных помещений «в связи со спецификой учебного плана и потребностью площадей – классов, необходимых для изучения иностранных языков».

Логично. Правда, доводится слышать: у 92-й гимназии начальная школа располагается в здании бывшего детсада, а району нужны детсады – оттого нужда в помещении.

В «Сотке» в силу специфики образовательного процесса на уроке могут сидеть и 10 – 15 человек, а могут и два; благодаря этому практически индивидуальному обучению школа и может учить как норовистых пятерочников, так и тихих троечников – но действительно «жирно».

– Центр надо реорганизовывать, – согласны учителя. – Но мы рассчитывали, что войдем в гимназию подразделением.

В администрации рассчитали иначе: в следующем учебном году в здании на Ярославском проспекте будут учиться 14 классов «Сотки» и, возможно, ученики 3 – 4-х классов гимназии # 92. «В перспективе по указанному адресу планируется размещение учеников начальной школы гимназии # 92».

В той же перспективе у потенциального контингента «Сотки» перспективы не просматриваются.


Территория неуспеха

В Москве из четырех тысяч школ сделали 696 крупных образовательных учреждений. Реорганизация, повторим, сопровождалась скандалами. На весеннем Независимом съезде учителей преподаватель известной московской школы «Интеллектуал», тоже «слитой» с другой гимназией, Дмитрий Шноль сказал (цитируем по сайту с говорящим названием netreforme.org): «Эта тотальная реорганизация школ проводилась, безусловно, незаконными средствами».

Учитель ссылался на федеральный закон «Об образовании» # 273-ФЗ. Внимание, пункт 11 статьи 22: «Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения».

Если судьбу «Сотки» и решала какая-то комиссия, то ее выводов не видели ни педагоги, ни родители.

Педагоги проводят свою «оценку последствий».

– Выборгский район позиционирует себя как «территория успеха», – поясняет Евгения Алферова. – Сотня медалистов, замечательные гимназии, прекрасные школы. Мы – вчерашний день.

– Такое ощущение, что расчет у администрации на абсолютно успешное общество, но это идет вразрез с реальной обстановкой, – рассуждает Людмила Пуртова. – Социально неблагополучных семей меньше не становится. И все больше детей, которые оказываются перед фактом: нужно совмещать учебу и работу. Потому что хочется хорошо одеваться, хорошо питаться, и не все родители могут это обеспечить. Некоторые наши ученики работают после обеда. Или наоборот — работают с утра, а вечером учатся.

Гимназия себе такого позволить, конечно, не сможет.

Говорят, функции центров образования будут переданы профтехучилищам. А у профтехов подчинение общегородское, статистику району они не испортят. Между тем учителя не считают профтехи заменой центрам образования: там нужно учиться до пяти вечера – и никакой гибкости в расписании.

В Москве участники Независимого съезда учителей заявили в резолюции: «Педагогическая общественность лишена информации о результатах объединений. Один из очевидных итогов реформы – разрушение ряда эффективных педагогических коллективов. К негативным последствиям можно отнести и отсутствие условий для успешного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». И еще: «Съезд не рекомендует транслировать опыт слияния школ в Москве на другие регионы».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.


Комментарии