«За Боспор единый и неделимый»
Удивительно, но одно из обстоятельств, которые теперь роднят Россию и Украину, — это государство, которого нет уже полторы тысячи лет: Боспорское царство, земли которого располагались когда-то в одной стране (СССР), а теперь в двух разных государствах (России и Украине).
Еще более удивительно, что именно в последнее время украинские и российские ученые (археологи, историки, филологи-классики) так слаженно работают над изучением общего античного культурного наследия.
В нашем городе прошла уже шестая международная научная конференция «Боспорский феномен». Инициаторами и организаторами выступили крупнейшие в нашем городе центры изучения античной истории и культуры: Музей истории религии, Эрмитаж и Институт истории материальной культуры РАН.
В чем феномен Боспорского царства? В том, что здесь смешались две цивилизации: эллинская и варварская. С одной стороны — греки-колонисты, создавшие из своих городов на обоих берегах Бо- спора Киммерийского (современного Керченского пролива) свое государство; с другой — кочевники: скифы, обитавшие в это время в степях Северного Причерноморья. (Забавно звучали на конференции речи ведущего: «Начнем, пожалуй, с варварских докладов... Потому что эллины еще не подошли».)
Учитывая, что греки были довольно мирными колонистами, а «аборигенов» (скифов и сменявших их по ходу истории сарматов, готов, гуннов) пацифистами не назовешь, представьте себе гибкость политической структуры и «запас прочности» Боспорского царства, если оно умудрилось просуществовать тысячу лет — до тех пор, пока в VI веке нашей эры эти земли не прибрала к рукам Византия.
...Боспор Киммерийский в древности считался границей между Европой и Азией, и теперь, выходит, «европейская часть» Боспорского царства (восточный Крым) досталась Украине, тогда как России отошла его «азиатская часть» (Таманский полуостров). Но в древности-то оно было единым. Следовательно, изучать его надо как единое политическое образование — к слову, самое большое в Северном Причерноморье в античное время.
Сейчас в восточном Крыму работают несколько украинских археологических экспедиций. Но и российские исследователи все последние годы продолжают вести здесь раскопки. «Здесь» — то есть уже за рубежом, в независимом сопредельном государстве. «Памятники ни в чем не виноваты, их нельзя оставлять без присмотра, отдавать на разграбление и разрушение «черным археологам», — говорят ученые. — Если российские археологи изыскивают возможность продолжать свое дело, а украинские коллеги и представители власти дают им это право (причем в соответствии с мировой практикой все найденные вещи остаются на Украине), выигрывает только наука, которая не знает границ».
...Первая конференция состоялась в 1998 году, когда рассчитывать на «продолжение банкета» не приходилось, поскольку конференция без опубликования материалов — «слова на ветер», а для того, чтобы их напечатать, нужны деньги, как и для приглашения иногородних и иностранных участников.
Невероятно, но факт: деньги как-то нашлись и находятся. С организацией второй конференции помогли греки из центра исследования и развития греческой культуры Причерноморья (Салоники). На одну удалось получить грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). На остальные «скидывались» организаторы, понемногу помогали сочувствующие фонды (Британской академии черноморской инициативы, Свободная Европа) и частные спонсоры.
В результате эта периодическая конференция в Санкт- Петербурге стала, пожалуй, крупнейшей и самой представительной «античной» конференцией во всей Восточной Европе. На шестую, к примеру, съехались больше 100 участников — из России, Украины, Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Польши, Швейцарии.
Участники конференций «Боспорский феномен» считают, что совместное изучение феномена греко-варварского государства в сопоставлении с другими античными городами Северного Причерноморья — протест и противовес разобщению в научном сообществе. И если политики двух государств порой друг на друга косятся, то ученые смотрят в одном направлении и раз в полтора - два года встречаются, по их словам, с большим удовольствием. У конференции есть даже свой неформальный девиз: «За Боспор единый и неделимый». Разумеется, исключительно как объект научных интересов, научных исследований.
...У экспедиции Государственного музея истории религии (она работает в восточном Крыму уже почти 40 лет) есть особый покровитель. Хотите его увидеть? Приходите в новое помещение музея на Почтамтскую, 14, и попросите показать вам терракотовую статую богини, найденную при раскопках некрополя боспорского города Илурата.
Статуя и есть покровитель, или, как ее называют археологи, «кормилица». Ее нашли 21 год назад. Равной ей по «росту» терракотовой (высота 62 см!) нет ни в Британском музее, ни в Эрмитаже. И каждый раз, когда приходится просить деньги на экспедицию, археологи напоминают о богине: «А вдруг еще одну такую найдем...».
Кстати, может, та самая терракотовая статуя не только в денежных, но и в политических вопросах помогает?..
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 225 (3526) от 1 декабря 2005 года.
Комментарии