«Вот мы вам ужо!»

Именно так, по утверждению специалистов, на русский язык переводится все, что говорят потребители производителям

«Вот мы вам ужо!»  |

Потребитель Дж. Ф. Кеннеди то­же имел в виду «вот мы вам ужо!», когда в 1962 году, будучи прези­дентом, в послании к конгрессу впервые изложил четыре священ­ных права потребителя: «на без­опасность», «на информацию», «на выбор» и «право быть услы­шанным».

Спустя 21 год ООН, прибавив к тем четырем правам еще четыре («на возмещение ущерба», «на по­требительское образование», «на удовлетворение базовых потреб­ностей» и «на здоровую окружаю­щую среду»), постановила отме­чать 15 марта Всемирный день прав потребителя.

При всегдашней готовности россиян праздновать что угодно даже странно, что к отмечанию Всемирного дня потребителя мы приступили лишь в 1992 году. За­то, как утверждает Союз потреби­телей РФ, продвигаемся семи­мильными шагами. Цитирую пока­затели: «За 12 последних лет до­ля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась более чем в 2 раза» (не знала половина рос­сиян, сейчас пребывают в неведе­нии лишь 22%). «В 1994 году лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права, се­годня таких стало почти в 2 раза больше — 65%».

Раньше обиженный россиянин-потребитель тихонько мстил рос­сиянину-производителю тем, что в той сфере, где выступал уже производителем, делал что-то из рук вон плохо. Сейчас месть сме­няется защитой (прав потребите­ля), а лучшая защита, как извест­но, — нападение. Тем более что госконтроль ослабевает и спасе­ние потребителя — дело рук самого потребителя (объединен­ного в разные организации).

Вчера в городе прошло не упомню сколько предпразднич­ных мероприятий, рассказыва­лись интересные истории о том, как в Краснодаре наказали про­давца некачественной мебели и как защитили права какой-то семьи из Хабаровска (их кварти­ру залило). Мы радовались за Ха­баровск и Краснодар, но пуще всего ликовали, когда узнали, что с помощью нашего питерского Центра контроля качества това­ров горожанам был возмещен ущерб в 200 тысяч рублей.

И все же говорили не столько об успехах, сколько о трудностях. В частности, если процедура за­щиты прав в сфере товаров раз­работана вполне прилично, то с услугами все сложнее. Например, нет методики снижения платы за недополученные жилищно-комму­нальные услуги. «Но мы над этим работаем», — было сказано.

Союз потребителей России и Центр независимой потреби­тельской экспертизы (исходя из того же принципа «Лучшая защи­та — нападение») действуют по-партизански: тихо, никому не го­воря, исследуют разные россий­ские товары, а потом награжда­ют отличившихся знаком «Про­верено» — как безусловной га­рантией качества. Знак в виде медали, размер — с немалень­кое блюдечко. Вчера в Петер­бурге как раз награждали «про­веренных» — все проходило в рабочем порядке, хотя, казалось бы, событие всероссийского масштаба; во всяком случае по­мимо питерских предприятий (прядильно-ниточный комбинат, обувная фирма, предприятие, торгующее мехами и кожей, а также салон красоты) были орга­низации из Москвы и Ижевска.

Поскольку праздник не прово­дится без тостов... простите, де­визов, в нынешнем году тема Всемирного дня — «Просвещение по­требителей». Потребитель-де должен знать, что все затраты по экспертизе товара ложатся на продавца. Потребитель-де боль­ше не должен делать покупки в том месте, где ему дали какой-то некачественный товар... И так да­лее.

Вчера раз пятнадцать было ска­зано, что «праздник — наш об­щий, потому что все мы — потре­бители». Это надо отметить. Грустно только, что, отмечая, ка­кой-нибудь несознательный по­требитель даже в этот светлый день возьмет да и приобретет что-нибудь некачественное. Весь праздник нам испортит.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 43 (3590) от 15 марта 2006 года.


#потребитель #Всемирный день #контроль

Комментарии