«Вот мы вам ужо!»
Именно так, по утверждению специалистов, на русский язык переводится все, что говорят потребители производителям
Потребитель Дж. Ф. Кеннеди тоже имел в виду «вот мы вам ужо!», когда в 1962 году, будучи президентом, в послании к конгрессу впервые изложил четыре священных права потребителя: «на безопасность», «на информацию», «на выбор» и «право быть услышанным».
Спустя 21 год ООН, прибавив к тем четырем правам еще четыре («на возмещение ущерба», «на потребительское образование», «на удовлетворение базовых потребностей» и «на здоровую окружающую среду»), постановила отмечать 15 марта Всемирный день прав потребителя.
При всегдашней готовности россиян праздновать что угодно даже странно, что к отмечанию Всемирного дня потребителя мы приступили лишь в 1992 году. Зато, как утверждает Союз потребителей РФ, продвигаемся семимильными шагами. Цитирую показатели: «За 12 последних лет доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась более чем в 2 раза» (не знала половина россиян, сейчас пребывают в неведении лишь 22%). «В 1994 году лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права, сегодня таких стало почти в 2 раза больше — 65%».
Раньше обиженный россиянин-потребитель тихонько мстил россиянину-производителю тем, что в той сфере, где выступал уже производителем, делал что-то из рук вон плохо. Сейчас месть сменяется защитой (прав потребителя), а лучшая защита, как известно, — нападение. Тем более что госконтроль ослабевает и спасение потребителя — дело рук самого потребителя (объединенного в разные организации).
Вчера в городе прошло не упомню сколько предпраздничных мероприятий, рассказывались интересные истории о том, как в Краснодаре наказали продавца некачественной мебели и как защитили права какой-то семьи из Хабаровска (их квартиру залило). Мы радовались за Хабаровск и Краснодар, но пуще всего ликовали, когда узнали, что с помощью нашего питерского Центра контроля качества товаров горожанам был возмещен ущерб в 200 тысяч рублей.
И все же говорили не столько об успехах, сколько о трудностях. В частности, если процедура защиты прав в сфере товаров разработана вполне прилично, то с услугами все сложнее. Например, нет методики снижения платы за недополученные жилищно-коммунальные услуги. «Но мы над этим работаем», — было сказано.
Союз потребителей России и Центр независимой потребительской экспертизы (исходя из того же принципа «Лучшая защита — нападение») действуют по-партизански: тихо, никому не говоря, исследуют разные российские товары, а потом награждают отличившихся знаком «Проверено» — как безусловной гарантией качества. Знак в виде медали, размер — с немаленькое блюдечко. Вчера в Петербурге как раз награждали «проверенных» — все проходило в рабочем порядке, хотя, казалось бы, событие всероссийского масштаба; во всяком случае помимо питерских предприятий (прядильно-ниточный комбинат, обувная фирма, предприятие, торгующее мехами и кожей, а также салон красоты) были организации из Москвы и Ижевска.
Поскольку праздник не проводится без тостов... простите, девизов, в нынешнем году тема Всемирного дня — «Просвещение потребителей». Потребитель-де должен знать, что все затраты по экспертизе товара ложатся на продавца. Потребитель-де больше не должен делать покупки в том месте, где ему дали какой-то некачественный товар... И так далее.
Вчера раз пятнадцать было сказано, что «праздник — наш общий, потому что все мы — потребители». Это надо отметить. Грустно только, что, отмечая, какой-нибудь несознательный потребитель даже в этот светлый день возьмет да и приобретет что-нибудь некачественное. Весь праздник нам испортит.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 43 (3590) от 15 марта 2006 года.
Комментарии