Главная городская газета

Виртуальный мир ледокола «Ленин»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наука

В Петербурге появился авиатренажер Airbus A320

Новый авиасимулятор появился в одном из ТРЦ Северной столицы в начале июля. В чем преимущества нового развлекательного комплекса? Читать полностью

Японский робот-трансформер перевозит грузы и людей

Уникальный продукт цифровых технологий еще не поступил в продажу. Однако специалисты рассчитывают начать коммерческое производство как можно скорее. Читать полностью

Петербург станет площадкой для развития интернет-технологий

Сколтех и ГУАП подписали договор о создании Центра компетенций Национальной технологической инициативы в СЗФО. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

Аппарат для диагностики рака появился в Петербурге

Уникальное оборудование является аппаратом нового поколения. В мире их всего порядка 10, теперь один есть и в России. Читать полностью

СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» представил в Екатеринбурге отечественный 3D-принтер и персональный ПК

В рамках Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге, Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» представил последние разработки в области аддитивных технологий и материалов, а также аналоговые технологические решения по федеральной программе импортозамещения.... Читать полностью

«Прогресс-70» стал рекордсменом

Российский грузовой космический корабль «Прогресс-70» побил все рекорды скорости: добрался до МКС быстрее чем за 4 часа. Насколько это выдающееся событие? Читать полностью
Реклама
Реклама
Виртуальный мир ледокола «Ленин» | У причала морского вокзала в Мурманске. ФОТО АВТОРА

У причала морского вокзала в Мурманске. ФОТО АВТОРА

Не так давно первый в мире атомный ледокол «Ленин» был включен в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. Сегодня монументальный «дедушка» атомного флота гордо стоит у причала морского вокзала в Мурманске, принимая гостей в статусе уникального музея, оснащенного по последнему слову техники.

Три года и три месяца

Легендарный ледокол был заложен в 1956 году на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. В ходе его строительства применялось множество новаторских решений, которые помогали преодолеть огромное количество технических сложностей. Например, для создания корпуса судна была изобретена специальная сталь. В строительстве «Ленина» принимало участие более 500 предприятий со всего СССР. В результате через три года и три месяца (!), в 1959 году, уникальное надводное судно с атомной энергетической установкой сдали в эксплуатацию.

Чтобы осознать, насколько рекордными были эти сроки, тем более в тяжелейший для страны послевоенный период, достаточно напомнить: самый современный и большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы» строили почти 18 лет.

Появление в СССР атомного ледокола вызвало всенародный подъем, сопоставимый с первым полетом человека в космос. В общей сложности «Ленин» отработал на трассах Арктики 30 лет - на пять лет больше, чем намечалось по проекту. За это время ледокол провел во льдах 3700 судов.

Более полувека без реставрации

6VЛенин-кабинет2.jpgКогда попадаешь на борт атомного судна, понимаешь, что это не только достижение технического прогресса своего времени, но и архитектурный памятник, который называли «чудом промышленного дизайна». И в этом нет ничего удивительного, ведь «Ленин» строили как символ научных и технических достижений советского государства.

- Все интерьеры создавались лучшими мастерами-краснодеревщиками, которые использовали более десяти дорогостоящих пород дерева, - рассказывает специалист арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» историк Владимир Блинов. - Как видите, результат говорит сам за себя: за 57 лет отделка внутренних помещений ледокола вообще не подвергалась реставрации и при этом выглядит потрясающе.

С Владимиром Михайловичем трудно не согласиться, следуя за ним по парадному трапу в кают-компанию, украшенную деревянным резным панно во всю стену с изображением всех этапов освоения Арктики русскими людьми.

Для обслуживающего персонала условия работы и проживания тоже были отменные. Каюты на одного-двух человек, сауна, библиотека, кинозал, курительный салон. Имелись на судне самые современные медицинские кабинеты и операционная. Бытовые проблемы решали сапожная и портновская мастерские, а также парикмахерская, прачечная, бани, камбуз со своей хлебопекарней.

В музыкальном салоне, отделанном уникальной разновидностью клена под названием «птичий глаз», по сей день дремлет рояль, который помнит, как в 1965 году за ним Александра Пахмутова впервые исполнила ставшую популярной в СССР песню «Усталая подлодка». В том же году здесь гостил Юрий Гагарин. Был на борту ледокола и кубинский лидер Фидель Кастро...

Непростая судьба

Однако не все было гладко в судьбе ледокола. После того как «Ленин» покинул судостроительный завод и вышел в Неву, по городу распространились слухи о том, что судно светится от радиации. Во время всего пути от Ленинграда до Мурманска вокруг Скандинавии атомоход сопровождали натовские самолеты и корабли. Все хотели убедиться в том, что судно не представляет радиационной опасности. Долгое время служивших на нем моряков многие воспринимали как смертников.

«Но все опасения оказались напрасными», - говорит мой проводник. И в качестве доказательства показывает целый список семейных династий ледокольщиков, чьи судьбы неразрывно связаны с атомным флотом.

А вот сам «Ленин», пережив суровые условия работы в Арктике, чуть было не погиб. В 1997 году судно собирались разрезать на металлолом. Ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели не только Мурманска, но и всей России встали на защиту символа научной и технической мощи СССР и сумели его отстоять.

Оставить в покое белого медвежонка

В 2008 году атомный ледокольный флот передали в управление Росатому. Теперь под надежным крылом госкорпорации «Ленин» успешно ведет музейную и образовательную деятельность. Его экспозиции претерпели значительные изменения. На борту ледокола появился суперсовременный мультимедийный музейно-образовательный комплекс «Арктик Экспо Центр» - атомный ледокол Ленин», посвященный географическим особенностям, экологии и биологическому разнообразию Арктики, освоению и развитию Северного морского пути, истории атомного ледокольного флота России, а также научно-техническому прогрессу в ледовом мореплавании и судовой атомной энергетике.

Модернизацию такого высокого уровня помог осуществить и грант от Евросоюза в рамках программы приграничного сотрудничества. В ее реализации приняли участие специалисты России, Финляндии и Норвегии. По условиям трехстороннего партнерского соглашения между ФГУП «Атомфлот», Лапландским университетом и норвежским музеем «Полария» часть выставочных экземпляров «Арктик Экспо Центра» предназначалась для совместного использования. По завершении проекта на ледоколе «Ленин» фрагменты новых экспозиций были успешно продублированы в музейных комплексах стран-партнеров.

Так что за чудеса техники демонстрирует сегодня «дедушка» российского атомного флота? Согласно проекту, несколько типовых матросских кают жилой палубы ледокола преобразовали в уникальную галерею площадью около трехсот квадратных метров. Здесь разместились четыре демонстрационных зала, оборудованные датчиками движения, звуковыми эффектами и интерактивными играми. На специальных площадках можно ощутить вибрацию, имитирующую прохождение льдов судном, взять на себя управление атомным ледоколом, запустить ядерный реактор на точной модели реакторной установки РИТМ-200, а также сделать фотографию с виртуальным белым медведем. Рассказ о полярном сиянии проходит в мини-кинотеатре.

Подробнее остановлюсь на зале, где посетители музея становятся участниками интерактивной игры-симулятора, цель которой - успешно провести караван судов по Северному морскому пути из Мурманска до заданного порта, выполняя команды капитана. В качестве «штурвала атомного ледокола» - мультитач-стол, вертикальный экран воспроизводит реальный вид из ходовой рубки. Гаснет свет... И, забывая обо всем на свете, участник игры оказывается во льдах Северного Ледовитого океана, где главная задача - провести ледокол сквозь льды, не навредив белому медвежонку, который уютно устроился на льдине по курсу судна. Виртуальное путешествие от Кольского полуострова до порта «Дудинка», что в устье Енисея, занимает всего четыре минуты. В реальности его длительность составляет 10 - 12 суток.

За время музейного периода в жизни ледокола на нем побывали более четверти миллиона человек, и с каждым годом интерес к нему становится только сильнее. На судне проводились съемки художественного фильма «Ледокол», который еще больше усилил внимание к тематике отечественного атомного флота и актуальной на сегодняшний день проблеме освоения Арктики.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook