В Петербурге и Ленобласти ищут следы динозавров

Ученые СПбГУ просят жителей Петербурга и Ленобласти рассказать о своих палеонтологических находках. Ваших писем ждут.

В Петербурге и Ленобласти ищут следы динозавров | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В начале 2000-х в районе природного памятника Саблино на берегу реки Тосны петербурженка Юлия Козина нашла два странноватых камня. Юлия, судя по всему, смекалиста: разглядела в них какие-то черты древних животных, а по прошествии времени обратилась к экспертам СПбГУ, чтобы узнать - что же у нее хранится дома в качестве сувениров.

Оказалось, «сувенирам» примерно 470 млн лет.

На первом камне отпечатался представитель рода Endoceras.

- Крупный головоногий моллюск, дальний родственник современных наутилусов, но более древний и примитивный, - цитирует пресс-служба Университета специалиста по мезозойским позвоночным доцента биофака Павла Скучаса.

На поверхности ископаемого видна трубка-сифон, в ней находилось тело моллюска. А вокруг трубки - окаменелые остатки раковины.

- Если приглядеться, видно, что на раковине есть перегородки, они отделяли камеры, в которых находился воздух, чтобы моллюск мог держаться на плаву, - говорит Павел Скучас.

Юлия нашла фрагмент, - само существо было, видимо, размером побольше метра, а некоторые эндоцерасы вымахивали до 5 - 7 м в длину. Их раковина имела заостренную, чуть похожую на ракету форму, охотились они на трилобитов и других животных, в том числе наших родственников - примитивных позвоночных. Как говорит Павел Скучас, иногда по ориентации длинных раковин эндоцерасов можно определить, было ли в этом месте течение: если раковины лежат более-менее в ряд, «как бревна в речке», значит, течение было, если в разные стороны - не было.

На втором камне запечатлелся круглый след, оставленный, как полагает эксперт, древней мшанкой - морским животным со щупальцами, похожим то ли на мох, то ли на коралл.

Вообще-то остатки древних существ есть и в известняках, которые использованы в отделке Гатчинского дворца, а в самом университетском здании Двенадцати коллегий их можно углядеть на напольных плитах во внутренней галерее и на первом этаже, перед Музеем-квартирой Д. Менделеева. И эндоцерас, и его добыча трилобит (морское членистоногое, древний головоногий моллюск, родственник современного кальмара или осьминога), и мшанка - хорошо известные ученым животные. Но университетские палеонтологи убеждены, что новичкам везет и любой из нас может найти какую-нибудь «неизвестную окаменелость».

Если у вас дома есть что-то, откопанное в породах Ленобласти, в чем вы разглядели фрагменты древнего существа - присылайте фото этого сокровища и краткое его описание на paleo@spbu.ru. Как знать - может, вы станете «соавтором открытия».

Сам Павел Скучас, напомним, вместе с коллегами из Томска в мае прошлого года описал новый род гигантских динозавров - тенгризавров, в ноябре представил хронологически первое найденное на территории России яйцо динозавра, а в начале нынешнего года снова описал нового динозавра - сибиротитана, обитавшего на Земле 120 млн лет назад.

Материал был опубликован в газете под № 117 (6226) от 03.07.2018 под заголовком «У вас эндоцерас не завалялся?».

#Ленобласть #находки #палеонтология #СПбГУ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6226) от 03.07.2018.