Творческий подход. Креативные индустрии развиваются активнее других секторов экономики

Три самые бойкие из креативных индустрий — «Программное обеспечение», «Мода», «Реклама и пиар». Такой вывод сделали специалисты ВШЭ, которые с 2019 года анализируют эту сферу.

Творческий подход. Креативные индустрии развиваются активнее других секторов экономики | ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

Креативные индустрии — сектор, в котором индивидуальное творчество и интеллектуальная собственность способны создавать добавленную стоимость и рабочие места. Например, упомянутое программное обеспечение, а также кино, гастрономия, реклама, архитектура, книжное дело, музыка — всего эксперты рассмотрели 17 креативных индустрий.

В последние годы «на улице» этих индустрий случилось сразу несколько праздников. При Агентстве стратегических инициатив был создан Центр развития креативной экономики, принят федеральный закон № 330‑ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», а в президентском указе № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации…» поставлена задача увеличить долю этих индустрий в экономике.

На начало 2024 года их доля в ВВП достигла 3,5 % (цель к 2030 году — 6 %). «Проявляют устойчивость к внешним шокам и заметно опережают по темпам роста экономику в целом», — делают главный вывод аналитики относительно российских творческих индустрий.

Если взять весь этот сектор, то 60 % (8,7 трлн рублей) его выручки собрали упомянутые «Прог­раммное обеспечение» (это безусловный лидер с учетом спроса на цифровые товары и услуги, импортозамещение и программы господдержки), «Мода» и «Реклама и пиар». И в этих трех сферах трудятся 43 % всех «креативных» работников — 893,9 тыс. человек.

Из занятного: по производительности труда рекламщики и пиарщики обогнали не только моду, но и айтишников. Это обстоятельство эксперты объясняют тем, что реклама и пиар очень востребованы у компаний в самых разных отраслях. Вторые по производительности труда из всех «творческих» — те, кто делает кино, сериалы и анимацию (их посчитали вкупе).

Кстати, «Анимация» — самая молодежная креативная индустрия. В том смысле, что концентрация молодых сотрудников (тех, кому меньше 35 лет) в ней выше, чем в прочих. Наравне идет разве что индустрия создания видео­игр: там тоже до 70 % работников — молодежь.

Можно, конечно, представить себе талантливого вчерашнего школьника, который сам освоил анимацию и быстро нашел работу, без всякой «корочки». Такие наверняка есть. Но они в меньшинстве. На самом деле в обеих этих индустриях доля людей с высшим образованием выше, чем в других творческих: почти 90 %.

За минувшие пять лет почти все творческие индустрии увеличивали выручку, сообщают аналитики. Некоторые росли умеренно, в пределах 5,6 – 7,8 % в год, как «Медиа и СМИ», «Книжное дело», «Мода» и «Ювелирное дело». У других прирост в год составлял по 10 – 22 %. Таких большинство, всех не перечислишь — от «Архитектуры и урбанистики» до индустрии «Культурное наследие, отдых и развлечения». А у сферы гастрономии и айтишников доход за пять лет и вовсе вырос в 4,2 и 3,3 раза, соответственно. После пандемии так и не вышла пока на прежние объемы выручки только «Арт-индустрия»: живопись, декоративно-прикладное искусство, выставки и тому подобное. У прочих объемы либо сохранялись, либо просели, но восстановились — впрочем, ситуацию может подкорректировать «нестабильная геополитическая ситуация».

Пока же рост — несмотря на «внешние шоки» — специалисты объясняют всепроникающей цифровизацией. Скажем, ресторанное блюдо всего парой кликов можно заказать домой. И наслаждаться им за просмотром сериала. Кстати, это только кажется, что россияне с азартом пиратствуют — на самом деле, по опросам той же «Вышки», цифровую подписку на фильмы и сериалы оформил каждый десятый пользователь Интернета.

Помимо цифровизации движущая сила творческих индустрий — их нематериальные активы. Это патенты, авторские права, товарные знаки и тому подобное — что вообще‑то и есть главный их капитал.

И вот что интересно. В тех сферах, где прирост выручки ощутимый («Реклама и пиар», «Гастрономия», а также «Музыка» с «Исполнительскими искусствами» и «Кино и сериалы» с «Анимацией»), и нематериальные активы накапливаются хорошо. Или так: где нематериальных активов накопилось, там и с выручкой веселее.

А вот столь же впечатляющего прироста численности работников в этих сферах не наблюдается. По большому счету заметно их прибавилось только в дизайнерской сфере (и аж в 2,24 раза), а в остальных либо прибавилось чуть, либо убавилось.

Почему? Специалисты приводят аналогию: во времена Промышленной революции ручной труд стали вытеснять машины. А тут уже умственный труд вытесняют технологии и интеллектуальный капитал — имеющиеся патенты, методики, товарные знаки и прочее. Строго говоря, если нейросеть способна сгенерировать неплохой сценарий — зачем держать штат неплохих сценаристов?

Читайте также:

(Пре)успевающие и отстающие: что показал мониторинг приёма в российские вузы

Стране нужны инженеры. В российских школах открываются профильные классы по физике


#рынок труда #промышленность #креативные индустрии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7842) от 06.02.2025 под заголовком «Творческий подход».


Комментарии