Тайны Ниена: рядом с гостиницей «Охтинская» найдены уникальные артефакты XVII века
Пространство рядом с гостиницей «Охтинская» снова превратилось в оживленную археологическую площадку. Специалисты исследуют территорию бывшего города Ниена, располагавшегося здесь в XVII веке, до основания Петербурга. Этот торговый город находился на противоположном берегу от крепости Ниеншанц, был довольно крупным по размерам и, что немаловажно, многонациональным по своему составу, а вовсе не только шведским.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Археологи вернулись на те места, изучением которых занимались два года назад, чтобы еще дальше углубиться в прошлое. В социальных сетях можно увидеть фотографии раскопок, снятые, по всей видимости, с верхних этажей близлежащих домов. Снимки эти, скажем так, «полулегальные»: конечно же, в том, чем занимаются археологи, никакой тайны нет, но и доступ на площадку, огороженную синим забором, посторонним закрыт. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» получили уникальную возможность побывать непосредственно на территории раскопок и получить комментарии специалистов.
Работы ведет Охтинская городская экспедиция Института истории материальной культуры РАН. В числе ее участников — студенты Института истории СПбГУ.
— Работаем не только лопатами, — пояснил руководитель экспедиции Андрей Городилов. — Когда доходим до «культурного горизонта», переходим на более тонкие инструменты: производим расчистку мастерками, чтобы не повредить дерево. Внешне оно выглядит хорошо, но на самом деле очень мягкое, его можно повредить железным инструментом. А при необходимости ювелирной работы чистим кисточками…
Нашим глазам предстали два больших глубоких раскопа, на дне которых отчетливо видны следы старинного города — остатки строительных конструкций, следы очага, бревенчатые настилы для подхода к воде. Как пояснил Городилов, здесь высоко стоят грунтовые воды, земля имеет повышенную влажность и в ней все хорошо «выживает».

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Уцелела даже метелка, которой, как можно предположить, в XVII веке чистили хозяйственный двор. Еще более уникальная находка — сохранившееся практически полностью деревянное колесо от самой обычной крестьянской телеги того же времени. Тогда колесо, конечно же, было самым обычным, для нас же оно сегодня — почти на вес золота.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— Подобных находок в культурном слое города Ниена еще не встречалось, — поясняет Андрей Городилов. — Это очень редкий артефакт. Мы специально приберегли его, чтобы показать журналистам, а затем как можно быстрее отправим в лабораторию. Сохранение этого колеса — долгий процесс: нужно несколько месяцев, чтобы, погружая в специальный раствор, заместить в нем воду, потому что иначе оно просто рассыпется…
Бросается в глаза, что среди черной земли очень много щепы. По словам Городилова, это следы деревянного домостроительства: когда отесывают бревна, остается много щепы. Ее, кстати, использовали и для подсыпки болотистой территории.
— Два года назад мы обнаружили часть рва, который окружал когда‑то город Ниен с севера, но его оконечность не нашли, поэтому его ширина и длина остались для нас загадкой. Сейчас надеемся ее разрешить. Изначально, до середины XVII века, этот ров ограничивал границы поселения, потом его засыпали, и город стал разрастаться дальше, — рассказал начальник экспедиции.
В петровские времена там, где сейчас работают археологи, была низина, поэтому первопоселенцы Охтинской слободы тут не селились и постоянно пытались поднять это топкое место. Чуть поодаль уже в петровское время строили дома, а эта территория долгое время оставалась свободной от застройки. Поэтому, по всей видимости, и культурный слой тут так хорошо сохранился. Потом здесь проложили коммуникации. Причем, что любопытно, бетонная труба второй половины ХХ века соседствует с деревянным желобом XIX столетия…

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Раскопки идут всего две недели, а находок уже очень много. Нам показали импровизированную выставку тех, которые археологи называют индивидуальными, то есть не представленными массово. Они самые показательные и яркие, пояснила Екатерина Кононович, младший научный сотрудник Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН.
Среди таких находок — пушечные ядра, свидетельствующие о штурме Ниеншанца русскими войсками в 1703 году. Много монет самых разных времен — от допетровской эпохи до XIX века. Немало предметов быта, в том числе фрагменты курительных трубок, которыми пользовались жители Ниена.
Встречаются детские игрушки, порадовал также сохранившийся в целости лапоть. Его датировка пока еще не произведена, поэтому можно предположить, что лапоть могли носить и в XVII столетии, и даже в начале ХХ века.
Редкая находка — расписное блюдо XVII века, явно заграничного происхождения. Хоть оно и разбито на кусочки, но их можно соединить между собой…

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Большинство всех этих артефактов станут экспонатами Музея истории Санкт-Петербурга. Как пояснили археологи, находки прошлых лет, законсервированные и отреставрированные в лаборатории Института истории материальной культуры РАН, теперь уже в процессе передачи в музей. Что же касается раскопов, то по окончании работ этого года они, как и положено, будут законсервированы.
— Мы надеемся, что еще вернемся сюда, — говорит Андрей Городилов. — Работа планомерная, заниматься исследованиями здесь можно бесконечно. Вопрос в поставленных научных задачах и в наличии финансирования. Мы накопали уже столько материала, что теперь нужно много времени, чтобы его осмыслить, проанализировать, ввести в научный оборот. Полевая археологическая работа — только верхушка айсберга…
Читайте также:
Древнее открытие под Петербургом: археологи нашли первые укрепления каменного века в Ленобласти
Тайны подземного Петербурга: кто покоится под «фундаментами» города?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (8004) от 01.10.2025 под заголовком «Археологи снова на Охте».





Комментарии