Зачем смотреть на звезды чаще

В школьную программу вернулась астрономия - предмет, в начале 1990-х годов упраздненный в пользу «более важных». Астрономию преподают в выпускных классах средних общеобразовательных учреждений. 34 учебных часа в году, один урок в неделю. Судя по программе, занятия в основном проходят в стенах класса, конечно, при богатом использовании наглядного материала, в том числе современных средств.

Зачем смотреть на звезды чаще | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Но астрономия - предмет особенный, его область изучения беспредельна и уже по своей сути не терпит замкнутого пространства. Предмет сложный, им трудно заинтересовать учеников чисто теоретическими занятиями. Так, почему бы хоть раз не вывести их из стен школы для прямого знакомства с жизнью нашего ближайшего космоса? Собраться с классом осенним вечером на школьном дворе, и вот оно - настоящее звездное небо над головой.

Что мы смогли бы увидеть в небе над нашим городом? Ну конечно, обеих Медведиц - Большую и Малую. Они всегда на месте, эти два «ковша» с изогнутыми ручками, в конце второй из них - Полярная звезда, начало всех земных координат. Рядом созвездие Волопаса - огромный парашют с повисшим под ним «десантником» Арктуром. Красноватый блеск его словно шлет сигнал в пространство: всем расступиться и не препятствовать его застывшему падению.

А в ближайшем кругу Полярной венценосные супруги - Цефей и Кассиопея. Ниже, над горизонтом, несчастная их дочь прикованная к скале Андромеда и летящий к ней спаситель Персей. Андромеда, Персей и четкий квадрат Пегаса особенно запомнились мне летом на Псковщине, когда я сидела на крыльце тогда еще оставшегося последнего дома в деревне. Только что село солнце, вдали над Апалевским озером поднимается туман, за ним уходят вдаль покрытые лесом холмы, а над всем этим проступает звездное небо.

В середине лета и ранней осенью почти в зените устремился в полете, вытянув свою длинную шею, Лебедь. Самая яркая его звездочка — Денеб в хвостовом оперении. Взгляните на Лебедя - и не сможете обойти взором голубую Вегу, альфу Лиры. Все эти созвездия - постоянные жители неба наших широт. Но есть и те, кто ненадолго приходит к нам в гости. Поздней осенью на юге восходит красавец Орион, перетянутый в тонкой талии трехзвездным поясом. Вслед за ним появляется и Сириус...

Трудно назвать что-либо еще, что может сильнее пробудить интерес к астрономии, чем урок под открытым небом. Но, к сожалению, для нас это стало почти несбыточным. Беда в том, что в мире становится все больше городов, над которыми нет открытого неба. Среди них и наш Петербург. Уже третий год мы напрасно ждем наших осенних небесных гостей, да и в другие времена года увидеть звезды редкое везение. Весь небосвод ночью и днем затянут каким-то серым маревом, как колпаком закрывающим от нас весь остальной мир. Астрономию ввели, а небо потеряли.

Потеряли и в меркантильной суете почти не заметили потери. И дело не только в том, что в современном мегаполисе стало невозможным провести урок под открытым небом, а в том, что звездное небо уходит из нашей повседневной жизни как постоянный атрибут окружающего нас пространства.

Астрономия - предмет мировоззренческий. Изучение ее как науки складывается в представление об общей картине мира. Созерцание ведет к размышлению о Вселенной и людях, которым она щедро подарила планету. Подарила для процветания и сбережения. И об этом надо помнить всегда.

Материал был опубликован в газете под № 128 (6237) от 18.07.2018 под заголовком «Смотрите на звезды чаще».

#школа #астрономия #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6237) от 18.07.2018.