Шашечница, но другая

Ресурсы доверия

На базе Горного университета состоялся I Российско-британский сырьевой диалог. Читать полностью

Простыми словами о том, что такое блокчейн

Последний год этот термин у всех на слуху. Что же это таинственное иностранное слово означает? Читать полностью

Сохраняя виртуальный мир

Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина приступила к формированию архива электронных документов. Читать полностью

С дрелью на Марс

В северной столице прошел международный симпозиум «Исследование Луны, планет и малых тел Солнечной системы с помощью космических аппаратов». Читать полностью

...И стены лечат

Покрываем стены, включаем свет - и процесс пошел. Покрытие уничтожает кишечную палочку, золотистый стафилококк и некоторую иную нечисть. Читать полностью

Где же у нас кнопка?

В России создана первая образовательная программа по нейромаркетингу Читать полностью
 Шашечница, но другая | ФОТО СПбГУ

ФОТО СПбГУ

Петербургские ученые умудрились обнаружить новый вид дневных бабочек в самой «энтомологически изученной стране» - Израиле. В последний раз новый вид там был описан 109 лет назад.

Бабочек нового вида нашли на склонах популярного горнолыжного курорта Хермон в северном Израиле. Вообще-то эти бабочки бог знает сколько раз запечатлены на фото туристов и энтомологов, но считалось, что это давно известная шашечница персидская (Melitaea persea).

Однако в природе существуют виды-двойники - их называют «криптическими»: друг друга-то они прекрасно различают, а специалисты обнаруживают разницу, как правило, случайно.

Как рассказывает профессор кафедры энтомологии СПбГУ главный научный сотрудник Зоологического института РАН Владимир Лухтанов, группа ученых, задействованных в проекте Российского научного фонда, разработала несколько «оригинальных алгоритмов» - как раз для целенаправленного поиска таких видов. И проверили методологию на подробно изученных дневных бабочках Израиля.

Первые образцы собрала еще в 2013 году Ася Новикова, выпускница СПбГУ (сейчас она аспирантка Иерусалимского университета). Идентифицировали как Melitaea persea, но, как говорит профессор Лухтанов, «молекулярные данные навели нас на мысль, что мы имеем дело с новым видом». Четыре года исследовали анатомическое строение бабочки, и оказалось действительно: новый вид. А методология, получается, доказала свою эффективность.

Вид назвали Melitaea acentria - шашечница ацентрия. Аcentria - от греческого «нецентральный»: характеризует «нецентральное» положение ареала новой бабочки по отношению к ареалу всех шашечниц.

По информации СПбГУ

Понизить давление

Биологи из Новосибирского госуниверситета впервые применили генную терапию для снижения давления. Правда, пока на крысах.

Ася Левина и ее коллеги из НГУ и институтов РАН экспериментировали с т. н. олигонуклеотидами. Это короткие цепочки ДНК из 10 - 20 «букв»-нуклеотидов. Такие цепочки могут заметно менять работу генов, повышая или понижая их активность, а биологи решили использовать это свойство в борьбе с гипертонией, меняя работу генов, которые управляют расширением и сужением стенок кровеносных сосудов.

Ученые синтезировали олигонуклеотиды, взаимодействующие с геном ACE1 - этот участок ДНК отвечает за синтез белка ангиотензина: его выделение в кровоток сужает сосуды, а блокировка, наоборот, расширяет. Затем присоединили цепочки олигонуклеотидов к наночастицам из оксида титана, способным проникать внутрь клеток. И ввели в организм крыс-гипертоников.

В результате грызуны в течение нескольких недель (очень долгий срок) пребывали с нормальным давлением без всяких лекарств. Ученые предупреждают: впереди еще несколько лет всевозможных испытаний методики.