«Прогресс-70» стал рекордсменом

Российский грузовой космический корабль «Прогресс-70» побил все рекорды скорости: добрался до МКС быстрее чем за 4 часа.

«Прогресс-70» стал рекордсменом | Иллюстрация wavebreakmedia/shutterstock.com

Иллюстрация wavebreakmedia/shutterstock.com

Насколько это выдающееся событие, нам объяснили летчик-космонавт герой России и выпускник петербургского БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова Андрей Борисенко и доцент кафедры эксплуатации и управления аэрокосмическими системами ГУАП член секции истории авиации и космонавтики при Санкт-Петербургском филиале института истории науки и техники РАН Михаил Тихомиров.

Андрей БОРИСЕНКО:

- Наверное, для неспециалистов это не очень понятно, но т. н. сверхкороткая схема - это серьезное продвижение вперед: для начала эта схема будет испытана на кораблях серии «Прогресс», но, насколько я понимаю, она будет применяться и на пилотируемых «Союзах» - после соответствующей отработки и набора статистики.

Сверхкороткая схема сильно сокращает время полета к станции и очень удобна для экипажа, чтобы прибыть на станцию. Короткая схема, на которую идут теперешние экипажи, - это т. н. трехвитковая: один виток - 90 минут, вот и считайте. 270 минут. Если мы не можем обеспечить короткую схему, космонавты прибывают на станцию в течение двух суток, и все это время, от отделения корабля от ракеты-носителя до момента стыковки, экипаж находится в спускаемом аппарате. Сверхкороткая схема, конечно, будет очень удобной.

Дело, как вы понимаете, не в скорости, с какой движется тот или иной корабль, - она одна и та же, первая космическая. Дело в баллистической схеме, по которой происходит стыковка космических кораблей. Вот данная баллистическая схема позволяет это сделать в течение двух витков.

И это обусловлено не только возможностями грузовика, но также возможностями ракеты-носителя, которая сейчас используется для его выведения. На старых ракетах-носителях эту схему нельзя было реализовать, а на новых точность выведения достаточная.

Как быстро наработку смогут применить в других странах - сложно сказать: все зависит от того, какими ракетами-носителями они будут пользоваться. Те средства доставки, которые существуют у них, насколько мне известно, сейчас не позволяют реализовывать сверхкороткую схему.

Михаил ТИХОМИРОВ:

- За счет чего это стало возможным? За счет разработки новой системы управления ракетой-носителем. Она стала цифровой, имеет новые датчики, в том числе бесплатформенную инерциальную навигационную систему на основе лазерных или волоконно-оптических гироскопов. Благодаря этому существенно повышена точность выдерживания траектории выведения ракеты-носителя и космического аппарата в заданную точку прицеливания на орбите.

Кроме того, повышена точность определения параметров орбиты МКС, а значит, вероятность промаха при подходе «Прогресса» к станции была достаточно маленькой. По этой причине понадобились только три корректирующих действия, три включения СКДУ (сближающе-корректирующей двигательной установки).

По новой схеме для сближения «Прогресс» выполняет и меньше коррекций траектории - три по сравнению со старым вариантом с шестью коррекциями для подхода в точку прицеливания.

Эту схему раньше не применяли, но теперь ее можно считать отработанной и использовать в дальнейшем. Ее преимущества очевидны. В первую очередь это привело к экономии топлива. В том случае если количество топлива, заправленного в баки, уже учитывало малое количество коррекций, то, значит, удалось сэкономить массу в пользу полезного груза.

И это большая заслуга российских разработчиков - это наш корабль, наша система управления, наши алгоритмы. Да, вполне возможно, для успешного использования новой схемы использовалась аппаратура МКС и наших зарубежных партнеров, но ключ к успеху именно в нашей системе управления и наших алгоритмах.

Можно ли еще быстрее? Еще быстрее это делать можно, но увеличивается вероятность промаха и нужно предусматривать коррекцию, а коррекция - это изменение скорости.

Материал был опубликован в газете под № 123 (6232) от 11.07.2018 под заголовком «Прогрессивно!».

#космос #прогресс #наука

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6232) от 11.07.2018.


Комментарии