Главная городская газета

«Прогресс-70» стал рекордсменом

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наука

Накопленный опыт меняет анатомию мозга

Немецкие ученые выяснили, что человеческий мозг уникален - как отпечатки пальцев. Это подтверждают результаты тщательных исследований. Читать полностью

Одежда, заряжающая телефон, станет реальностью

В настоящее время американские ученые работают над созданием инновационной ткани из углерода. Планируется, что ее можно будет использовать для зарядки различных электронных устройств. Читать полностью

Фотографию «марсианских пауков» показало NASA

Неоднозначный снимок опубликован на официальном сайте национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. Что же на нем изображено? Читать полностью

В атмосфере может снизиться содержание аммиака

В этом направлении работает тандем российских и немецких ученых. Как скоро ждать положительных результатов?
Читать полностью

Постоянная Хаббла «поддалась» измерению

Этот важнейший параметр определяет прошлое и будущее мира. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

Рентгеновские снимки станут цветными

Создан аппарат, который в несколько раз облегчит чтение рентгенограммы. Опытная работа на нем пройдет в Новой Зеландии. Читать полностью
Реклама
«Прогресс-70» стал рекордсменом | Иллюстрация wavebreakmedia/shutterstock.com

Иллюстрация wavebreakmedia/shutterstock.com

Российский грузовой космический корабль «Прогресс-70» побил все рекорды скорости: добрался до МКС быстрее чем за 4 часа.

Насколько это выдающееся событие, нам объяснили летчик-космонавт герой России и выпускник петербургского БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова Андрей Борисенко и доцент кафедры эксплуатации и управления аэрокосмическими системами ГУАП член секции истории авиации и космонавтики при Санкт-Петербургском филиале института истории науки и техники РАН Михаил Тихомиров.

Андрей БОРИСЕНКО:

- Наверное, для неспециалистов это не очень понятно, но т. н. сверхкороткая схема - это серьезное продвижение вперед: для начала эта схема будет испытана на кораблях серии «Прогресс», но, насколько я понимаю, она будет применяться и на пилотируемых «Союзах» - после соответствующей отработки и набора статистики.

Сверхкороткая схема сильно сокращает время полета к станции и очень удобна для экипажа, чтобы прибыть на станцию. Короткая схема, на которую идут теперешние экипажи, - это т. н. трехвитковая: один виток - 90 минут, вот и считайте. 270 минут. Если мы не можем обеспечить короткую схему, космонавты прибывают на станцию в течение двух суток, и все это время, от отделения корабля от ракеты-носителя до момента стыковки, экипаж находится в спускаемом аппарате. Сверхкороткая схема, конечно, будет очень удобной.

Дело, как вы понимаете, не в скорости, с какой движется тот или иной корабль, - она одна и та же, первая космическая. Дело в баллистической схеме, по которой происходит стыковка космических кораблей. Вот данная баллистическая схема позволяет это сделать в течение двух витков.

И это обусловлено не только возможностями грузовика, но также возможностями ракеты-носителя, которая сейчас используется для его выведения. На старых ракетах-носителях эту схему нельзя было реализовать, а на новых точность выведения достаточная.

Как быстро наработку смогут применить в других странах - сложно сказать: все зависит от того, какими ракетами-носителями они будут пользоваться. Те средства доставки, которые существуют у них, насколько мне известно, сейчас не позволяют реализовывать сверхкороткую схему.

Михаил ТИХОМИРОВ:

- За счет чего это стало возможным? За счет разработки новой системы управления ракетой-носителем. Она стала цифровой, имеет новые датчики, в том числе бесплатформенную инерциальную навигационную систему на основе лазерных или волоконно-оптических гироскопов. Благодаря этому существенно повышена точность выдерживания траектории выведения ракеты-носителя и космического аппарата в заданную точку прицеливания на орбите.

Кроме того, повышена точность определения параметров орбиты МКС, а значит, вероятность промаха при подходе «Прогресса» к станции была достаточно маленькой. По этой причине понадобились только три корректирующих действия, три включения СКДУ (сближающе-корректирующей двигательной установки).

По новой схеме для сближения «Прогресс» выполняет и меньше коррекций траектории - три по сравнению со старым вариантом с шестью коррекциями для подхода в точку прицеливания.

Эту схему раньше не применяли, но теперь ее можно считать отработанной и использовать в дальнейшем. Ее преимущества очевидны. В первую очередь это привело к экономии топлива. В том случае если количество топлива, заправленного в баки, уже учитывало малое количество коррекций, то, значит, удалось сэкономить массу в пользу полезного груза.

И это большая заслуга российских разработчиков - это наш корабль, наша система управления, наши алгоритмы. Да, вполне возможно, для успешного использования новой схемы использовалась аппаратура МКС и наших зарубежных партнеров, но ключ к успеху именно в нашей системе управления и наших алгоритмах.

Можно ли еще быстрее? Еще быстрее это делать можно, но увеличивается вероятность промаха и нужно предусматривать коррекцию, а коррекция - это изменение скорости.

Материал был опубликован в газете под № 123 (6232) от 11.07.2018 под заголовком «Прогрессивно!».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook