Право голоса с пеленок?

Льва Михайловича СЕМАШКО (кандидата философских наук, доцента, члена Международной социологической ассоциации) на одной из конференций коллега назвал «новым революционером». Его теория развития общества отличается от «всесильного, потому что верного» учения Маркса.

Маркс говорит о неизбывной борьбе классов, Семашко — о «неизбежности социальной гармонии в развитом информационном обществе без насильственных революций».

Лев Михайлович рассказывал о своей теории на конгрессах в Китае, Австралии, Норвегии, уже приглашен в Южную Африку. А в начале прошлого года он организовал международный сайт, который объединил более сотни специалистов из 24 стран мира. Там в числе авторов значатся профессора российских, американских, бразильских, японских университетов и даже президент Индии.

Право голоса с пеленок?  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— ... Я из-за своей теории до сих пор доктора наук не получил. Хо­тя и по количеству научных ра­бот, и по педагогическому опы­ту — давно доктор и профессор, по западным меркам. Но Томас Кун, американский исследова­тель, говорил, что каждая новая идея овладевает умами новых поколений, а старые поколения растут и умирают со старыми идеями. Теорию Ньютона уче­ные не воспринимали 50 лет, ее поняли только новые ученые с новыми мозгами.

—    Лев Михайлович, я читала ваш труд по этой самой теории — тео­рии тетрасоциологии. Но это сугу­бо научно. А если, извините, по-простому — что это такое?

— Тетрасоциология — это четырехмерная, четырехсферная теория информационного об­щества, где люди делятся на клас­сы не по доходам (высший, сред­ний и низший) или по собствен­ности, как у Маркса, и потому об­речены на вечную кровавую борь­бу, а по занятости в сферах об­щественного воспроизводства. Причем в информационном об­ществе эти сферы действуют со­обща, они стремятся не к взаим­ному уничтожению, а к гармонии.

Традиционное деление по ма­териальному достатку — лишь один из аспектов, он бросается в глаза: легко отличить бедного от богатого. Деление по сферам — более глубинное и менее оче­видное. По моему мнению, в об­ществе действуют четыре сферных класса: 1) социальный (ра­ботники здравоохранения, обра­зования, социального обеспече­ния, физкультуры и спорта, а так­же все неработающее населе­ние); 2) информационный (работ­ники отраслей науки, культуры и искусства, связи, информацион­ных услуг); 3) организационный (работники отраслей управле­ния, финансы, кредит, страхова­ние, других отраслей, оборона, госбезопасность и т. п.); 4) тех­нический, или материальный (ра­бочие и крестьяне и т. п.).

У Маркса все проистекает из материального, все определяет экономика.

— ...А разве не так?

— Это было абсолютно верно — но до того, как общество ста­ло информационным. Сейчас нужен другой социальный поря­док, построенный на ином пони­мании социальной структуры и иерархии.

Судите сами, если плохо в со­циальной сфере (там, где меди­цина, образование, семья, де­ти) — это аукнется в экономи­ческой сфере (какие работники из больных, плохо образован­ных и несчастливых людей?). Если плоха информационная сфера (подается вредоносная или ложная информация) — это скверно отражается на других сферах. И так далее.

Сферная, или тетрасоциологическая, модель не проста — она колоссально сложна. В ней важно то, что она открывает совершенно новые социальные перспективы и силы для нового гармоничного пу­ти. Смысл ее в том, чтобы искать альтернативу вечной смертной борьбе на экономической почве, чтобы видеть приоритет не в эко­номике, а в детях... И ведь ООН объявила первое десятилетие третьего тысячелетия Декадой культуры мира во имя детей.

—     Меня всегда интересовало: ну объявила ООН год или десятилетие «того-то» — и что дальше?

— Это форма привлечения об­щественного внимания к опреде­ленной теме. Создаются соответ­ствующие органы, проводятся конференции и конгрессы, выде­ляются определенные средства. Смысл в том, чтобы подчеркнуть какую-то проблему в ряду других.

—     И почему выделили именно «культуру мира»?

— Потому что противоречия мира (мирного сосуществова­ния) все больше обостряются. Известный американский поли­толог Хантингтон еще в 1996 го­ду, за несколько лет до удара по башням-близнецам, сказал, что XXI век пройдет под знаком столкновения цивилизаций — исламской и христианской.

Кстати, на нашем сайте есть статья египетского писателя, жи­вущего во Франции, Тарика Хэгги; он пишет, откуда взялся так называемый интолерантный ис­лам. Он образовался в оторван­ных от основной цивилизации и мирного ислама племенах, жив­ших в аравийских песках. Еще в середине XIX века тамошняя не­большая слабая секта ваххаби­тов жила сама по себе, по своим жестким законам, никого не вол­новала. Но потом на Аравийском полуострове была открыта нефть, и сейчас благодаря мил­лиардам нефтедолларов экстре­мистский ислам распространил­ся почти во всех исламских стра­нах — в Египте, Сирии, на Филип­пинах, в Индонезии, в Чечне...

Хантингтон и его последова­тели, отслеживая эти процессы, считают, что экстремистская ветвь будет только расти.

—     То есть будем воевать?

— Воевать нам не привыкать. Но все прежние войны теперь пред­ставляются относительно без­обидными по сравнению с буду­щими: в случае обмена ядерными ударами наступит ядерная зима.

Поэтому я сторонник другого, гармоничного, пути развития межцивилизационных отноше­ний. В информационном мире по­является возможность для разных народов, религий, идеологий най­ти общий язык на почве каких-то значимых для всех ценностей.

—     Например, как вы сказали, дети?

— Да, это общечеловеческая ценность, они важны для каждо­го этноса, для каждой культуры и цивилизации. Дети, да к ним еще работники образования и здравоохранения, да матери и от­цы, бабушки и дедушки — самый многочисленный миролюбивый ресурс общества, которому тре­буется не войны, а социальная гармония. Если этот класс об­щества станет приоритетным, на­роды смогут найти общий язык, при этом сохраняя свои различия — культурные, этнические, расо­вые. Гармония — это ведь не уни­фикация, это созвучие разного.

—     Да любой подпишется под тем, что с детьми нужно как-то по-чело­вечески...

— Вовсе нелюбой, ибо это есть перераспределение приорите­тов. Осуществить его мирным пу­тем можно только на законода­тельной основе. Сейчас на пер­вом месте, в частности, у нашего правительства (что бы там ни го­ворили) — интересы олигархов, на втором — силовых ведомств, на третьем — военно-промыш­ленного комплекса. Дети где-то на 25-м месте. Поэтому мы одну ногу вытягиваем из болота, а три остальные увязают — просто по­тому что не с той ноги начинаем.

Начинать в наше время ради­кальные реформы, которые дали бы радикальный результат, надо с проблемы детства. Потому что все вырастает из детей — и хоро­шее и плохое. Я уверяю, если сде­лать приоритетными бюджетные вложения в воспитание, здоро­вье, образование, заложить твор­ческие и технические навыки в де­тей, то мы обеспечим себе каче­ственно новый социальный капи­тал во всех отраслях нашей жиз­ни. Абсолютно во всех! В промыш­ленности, сельском хозяйстве, политике, культуре, науке.

Сейчас детское образование, здравоохранение, спорт, как из­вестно, финансируются по оста­точному принципу, и мы видим, что происходит: алкоголизм, нар­комания, проституция, скинхеды, сатанисты и т. п. И только на ос­новании закона бюджетные день­ги могут быть выделены приори­тетно «на детей». Кто проведет та­кой закон? Только депутат, из­бранный заинтересованной груп­пой. Но интересы самого миро­любивого ресурса общества, де­тей, практически никто не защи­щает, потому что у детей нет из­бирательного права.

—     Детям дать право голосовать? Вы шутите?

— Во-первых, эта идея не моя, она давно обсуждается в мире. Во-вторых, до совершен­нолетия право голоса ребенка исполняет родитель. Тогда отец или мать пяти детей будут вы­бирать депутата, имея вдобавок к своему голосу голоса детей.

—     ...И некая партия этим восполь­зуется и добавит себе за счет де­тей избирательных голосов...

— Во-первых, число детских голосов на семью будет все же ограничено (например, в Рос­сии оптимальное число — 3 — 4 голоса). Во-вторых, конечно, на любой закон всегда найдут­ся те, кто сможет им манипули­ровать, — стало быть, должны быть прописаны санкции за зло­употребление этим законом. Но главный барьер для злоупот­реблений — сознательность ро­дителей; в конце концов, не всех можно купить за пол-литра, и большинство родителей все же будут голосовать за того де­путата, который обещает обес­печить реальную поддержку де­тям. И у родителей должно быть право отзыва депутата, который не выполнил обещаний.

Этот путь нескорый, потому что дети вырастают во взрослых только через 18 — 20 лет. Но за­то будет основание надеяться, что хотя бы через 20 лет мы по­лучим новое поколение, с новы­ми мозгами, новым сознанием, новыми идеями; поколение, ко­торое пойдет значительно даль­ше отцов, сделает Россию но­вым, евразийским, лидером ми­ра. Избирательное право детей, исполняемое родителями, через 20 лет способно сделать госу­дарство неузнаваемым!

Скандинавские страны — Фин­ляндия, Швеция, Норвегия — очень близко подошли к идее приоритета детей. Они много вкладывают в образование и вос­питание; у них введены пособия на детей, равные зарплате взрос­лого человека, причем эти посо­бия выдаются на ребенка незави­симо от того, кто его мама — ко­ролева или продавщица.

Более того, в Швеции в 1979 го­ду был принят так называемый Антитрепочный закон. Первый в мире закон, запрещающий роди­телям оскорблять и физически на­казывать ребенка. Причем очень интересная динамика наблюдает­ся: в 1960 году за этот закон вы­ступали 30% населения, в 1979-м закон поддерживала где-то поло­вина шведов, а сейчас — 92% граждан одобряют этот закон.

—    Это те самые непоротые поколе­ния выросли...

— Да. Стали понимать, что на­силие в семье противопостав­ляет ребенка и родителям, и об­ществу, и государству. Сейчас я пытаюсь заинтересовать раз­ные организации, чтобы они вы­делили деньги на международ­ное исследование — нужно сравнить, как в бедных и бога­тых странах относятся к закону об избирательном праве детей.

Закон этот, кстати, переклика­ется с рядом очень важных и здо­ровых элементов русской общи­ны XIX века. Россия была земле­дельческой, и одним из правил общины было наделение ребен­ка (правда, только мальчика) гек­таром земли. То есть ребенку сра­зу же давали основное средство производства. Естественно, но­ворожденный не мог землю обра­батывать — это делали отец и старшие братья. Но ребенка це­нили! Потому и было выгодно ро­жать побольше детей. И выгодно было жить большой семьей — так легче обрабатывать землю.

Сейчас не аграрное общест­во, а информационное. И глав­ное сейчас — информация и право политического участия.

—     Вы говорите: право «детского го­лоса» будет у родителей. Да у нас многие родители понимают в этом мире не больше ребенка...

— Оппоненты так и говорят: родители сами не готовы. Но ро­дители откуда происходят? Тоже из детей вырастают. Сейчас не готовы, но если мы запустим со­циокультурный механизм изби­рательного института детей, ес­ли привлечем систему образова­ния, проведем родительский лик­без, то через 10 — 20 лет полу­чим новых родителей. Не все сразу. Но когда-то надо начинать, переходить от бесконечного столкновения поколений к их гар­моничному сотрудничеству.

Р. S. Международный сайт Льва Семашко — www. peacefrom- harmony.org.
Сайт работает на четырех языках — русском, анг­лийском, испанском,эсперанто.

ФОТО АВТОРА

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 3 (3550) от 12 января 2006 года.


#Лев Семашко #тео­рии тетрасоциологии

Комментарии