Полный бак: исследуем качество бензина в Петербурге

Топливо на петербургских АЗС не самого высокого качества - таков вывод экспертов. Учитывая, что количество машин с каждым годом увеличивается, а почти 90% всех выбросов в атмосферу производит именно транспорт, можно сказать, что терпят бедствие не только движки автомобилей, но и вся окружающая среда.

Полный бак: исследуем качество бензина в Петербурге | Заправочный пистолет - как «русская рулетка». Одно нажатие, и что будет дальше - никто не знает. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Заправочный пистолет - как «русская рулетка». Одно нажатие, и что будет дальше - никто не знает. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Присадку вам в двигатель

Любой автовладелец качество бензина определяет по личному опыту: мотор не чихает, не кашляет, значит, бензин хороший. Свои пристрастия есть практически у каждого. Одни «присасываются» только к одному оператору, другие в погоне за дешевизной заливают в бак то, что подешевле. В результате владельцы некоторых небольших АЗС не слишком беспокоятся о качестве топлива. Зачем лишние заботы, если от покупателей и так отбоя нет?

Напомним, первые массовые внеплановые проверки были проведены на топливном рынке России по поручению главы государства в 2015 - 2016 годах. Тогда было проверено 3,5 тысячи заправочных станций, нарекания по физико-химическим свойствам топлива возникли на каждой пятой. Виновных привлекли не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Как результат - за год уровень нарушений на АЗС снизился до 11%. Но «бодяжить» топливо тем не менее не перестали. Как подсчитали эксперты, в 2017 году из потребленных в России 35 миллионов тонн различных видов автомобильного топлива почти 5 миллионов тонн оказались контрафактными.

В апреле нынешнего года эксперты Федерации автовладельцев России и некоммерческое партнерство «Нефтяной клуб Петербурга» посетили 20 городских автозаправочных станций. Они отобрали 40 проб бензина АИ-92 и дизельного топлива. Чтобы избежать ошибки, каждый из образцов проверяли дважды. Сначала в мобильных лабораториях, а затем - в аккредитованных. В итоге в девяти образцах топлива были обнаружены признаки несоответствия Техническому регламенту Таможенного союза.

По словам руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, основные претензии к дизтопливу - превышение содержания серы и пожароопасная температура вспышки, по АИ-92 - уменьшение октанового числа и повышенное содержание железа и серы. Так, на трех АЗС в образцах горючего было зафиксировано превышение серы в 70 - 90 раз! А это значит, что топливо не прошло этап гидроочистки - обработки водородом под высоким давлением. И если эту «адскую смесь» залить пару раз в бензобак, то до третьей заправки автомобиль может уже и не доехать.

Кстати, доказать, что ваш «железный конь» захромал из-за плохого топлива, достаточно непросто. Для этого придется обратиться с жалобой в Росстандарт. При этом следует сохранить чек и сделать за свой счет анализ бензина. Только уличив АЗС в том, что на ней торговали неликвидом, владелец, возможно, получит компенсацию за ремонт своего автомобиля.

Крупные держат марку

В этой ситуации радует одно - продажей некачественного бензина в основном грешат мелкие заправки.

- Относительно дешевые «растворители» и «компоненты» поставляются под видом бензина и дизельного топлива на небольшие АЗС, не входящие в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний, - подчеркнул Сергей Канаев. - Так, только на двух сетевых заправках из четырнадцати, которые посетили проверяющие, продали топливо ненадлежащего качества. Зато не гнушались торговать опасными для двигателей нефтепродуктами маленькие АЗС: на пяти из шести проверенных нашли контрафактный товар.

По словам президента Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихминова, только на территории нашего города работает 489 автозаправочных станций, еще 272 АЗС - в Ленинградской области. Из них 55% принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компаниям, 40% - сетевым независимым, 5% - мелким предпринимателям.

Как считает президент Нефтяного клуба, основным источником некачественного бензина является ворованное топливо, которое незаконно сливается с трубопроводов. И вот на этот низкосортный товар есть спрос. Контрафакт охотно заливают в бак дальнобойщики или водители из крупных компаний-грузоперевозчиков. Выгода для желающих «погреть руки» на такой сделке очевидна. Некоторые компании потребляют до 2 миллионов литров бензина в год, и это ж сколько можно «срубить бабла», если экономить на каждом литре по 10 рублей?

О некачественных пробах, обнаруженных в ходе мониторинга, уже уведомлены руководство АЗС, а также представители Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта. Заместитель главы ведомства Алексей Кулешов пообещал, что подобные проверки качества топлива в течение 2018 года будут проведены и в других регионах РФ.

Но если качество топлива худо-бедно можно проверить, то вот доказать недолив крайне сложно. Пару лет назад петербургский автолюбитель пытался это сделать. Мужчина обратился в Роспотребнадзор, когда на одной заправке ему налили бензина на 5 литров больше вместимости бака автомобиля. Роспотребнадзор выписал АЗС штраф в размере 20 тысяч рублей. Однако Арбитражный суд это решение отменил, поскольку рассчитать количество залитого горючего можно весьма приблизительно.

Как говорят эксперты, теоретически сделать это можно с помощью мерников - специальных емкостей. Но эта система не работает, если в баке есть бензин, а с пустым баком, понятное дело, двигаться невозможно.

Сократить ассортимент и дать звезду

Чтобы свести на нет «черный рынок» топлива, специалисты Росстандарта предлагают разрешить автозаправкам торговать лишь тремя разновидностями топлива - дизельным, бензином и газом.

Сейчас заправкам законом не запрещено продавать фактически любое топливо, не противоречащее стандартам качества. Небольшие заправочные сети и отдельные АЗС пользуются этим и подменяют автомобильный дизель и бензин другими, дешевыми, видами горючего либо открыто заправляют желающих тем, что для автомобиля вовсе не подходит.

Ожидается, что крупные сети под новые ограничения не попадут, так как они, как правило, не занимаются продажами нетипичных видов топлива. Поэтому предложения Росстандарта не должны негативно сказаться на их экономике, считают в Российском топливном союзе.

Идея уже прошла обсуждение со всеми крупнейшими нефтяными компаниями и топливными сетями и получила поддержку.

Кстати, в скором времени в России может быть введен и новый порядок оценки автозаправочных станций. Им хотят присваивать звезды - от одной до пяти, как отелям или ресторанам.

Этот новый проект Росстандарт запустит вместе с Федерацией автовладельцев России (ФАР).

Для того чтобы получить «звездную» оценку, представители каждой АЗС должны будут подать заявку, чтобы сотрудники Росстандарта вместе с представителями ФАР посетили их с проверкой качества бензина и сервиса. После этого Росстандарт выдаст свидетельство о качестве топлива, а ФАР - наклейки-звезды, которыми можно будет украсить АЗС.

Как считают в Росстандарте, рассчитывать на одну звездочку смогут практически все заправочные станции. Требований здесь минимум. Среди них - наличие на АЗС бензина АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива.

Две звезды присвоят тем заправкам, где есть туалет, подкачка шин и владелец авто может расплатиться банковской карточкой.

Еще одну звезду добавят АЗС, на территории которых работает кафе, а также есть магазин с автотоварами и продуктами первой необходимости.

На четыре звезды могут претендовать заправки, где кроме всего перечисленного есть доступная сеть Wi-Fi и терминал оплаты мобильной связи. А пять звезд присвоят тем станциям, где кроме всех названных сервисов еще и разливают топливо высшего качества.

Звезды по результатам проверок будут выдаваться на три года, после чего потребуется повторная проверка. Скорее всего звездность будет определять и ценник на бензин. Чтобы водители могли выбрать, где им выгоднее заправляться, для них создадут специальное мобильное приложение.

МЕЖДУ ТЕМ

На плохом топливе и недоливе беды водителей не заканчиваются. Согласно данным Росстата, цены на автозаправках растут уже несколько недель подряд. Сегодня средняя цена бензина составляет 40,43 рубля за литр. Причиной его подорожания стали исторический максимум биржевых цен и ожидание повышения акцизов. В ФАС заявляют, что ситуация находится под контролем и рост цен не превысит запланированных темпов инфляции.

Впрочем, даже заоблачные цены на топливо россиян, похоже, не пугают. Согласно результатам опроса фонда «Общественное мнение», 72% наших сограждан исключают возможность полностью отказаться от автомобиля в связи с ростом расходов на его содержание, а 17% даже не допускают такой мысли.

Материал был опубликован в газете под № 086 (6195) от 17.05.2018 под заголовком «Что там в баке?».

#бензин #автомобили #водители #потребитель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6195) от 17.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Июнь — на лето плюнь? Каким будет первый месяц лета в Петербурге
01 Июня 2018

Июнь — на лето плюнь? Каким будет первый месяц лета в Петербурге

Если говорить о прошедшей весне в целом, то - грех жаловаться - впечатление от нее осталось замечательное. Правда, холодный март отсрочил приход весны и заставил горожан немало побурчать по этому пово...

Антарктида, Антарктика
09 Августа 2017

Антарктида, Антарктика

О том, что не расскажут фотографии, рассказали люди, которые работают непосредственно на Шестом континенте: сотрудники Полярной морской геологоразведочной экспедиции.

Мне, пожалуйста, немножко хуцпы
20 Июня 2017

Мне, пожалуйста, немножко хуцпы

В Тель-Авиве прошла крупная конференция стартапов. Было чему поучиться

Вам не в музей, а в Минобороны
06 Июня 2017

Вам не в музей, а в Минобороны

Во II конкурсе «Start-up СПбГУ» победили самоочищающиеся стены

Ты записался в кластер?
24 Мая 2017

Ты записался в кластер?

Более 550 предприятий Петербурга вошли в новые объединения

Умный Горный
05 Мая 2017

Умный Горный

Апрель, начавшийся Днем дурака, петербургские студенты завершили «Интеллектуадой вузов Санкт-Петербурга».

«Научных школ в России много»
27 Апреля 2017

«Научных школ в России много»

Большинство российских ученых, как я заметил, люди оседлые. Держат родные, друзья, жилье, а если ты руководитель — то и команда.