Плюс на минус
Эта статья предполагалась заздравной: в 2005 году петербургские школьники выиграли все (!) знаковые математические первенства России в командном зачете. Это мало кого удивило, поскольку победы «питерских» нечто хроническое. Почему Ленинград, как никакой другой город, плодит юные математические таланты?
Вода у нас особая? Климат? Строгий стройный вид самого города?..
Но пока, что называется, статья ждала опубликования, случилось событие, после которого надо бы весь текст переделать. Однако мы почти ничего не изменили — так правдивее будет.
Вызываю вас на бой
Как гуманитарий объясняю вам, что такое математический бой (это официальное название): команды по 6 —7 человек в течение определенного времени решают одинаковый набор заданий, а затем капитан одной команды выходит и заявляет: «Мы вызываем соперников на задачу такую-то». Команда-противник предлагает свое решение задачи, а команда, сделавшая вызов, оппонирует. Если противник вызов не принимает (поскольку задачу не осилил), вызывающая команда обосновывает свое решение и получает очки «вне очереди».
Такой способ выяснения отношений придумал в 1960-е годы ленинградский учитель математики Иосиф Яковлевич Веребейчик, а теперь математические бои ведутся по всему миру. Но знатоки припомнят и более ранние сражения.
Вот одно из них. Конец XVI века, Франция. Король Генрих IV Бурбон негодует: видите ли, голландский математик Адриен ван Роумен послал свой «математический вызов», уравнение 45-й степени, математикам во все европейские монаршие дворы, а Францию игнорировал. Будто в королевстве нет приличных математиков! Позвать сюда советника Виета!
Советник (и к тому же математик) Франсуа Виет тут же в присутствии короля находит два корня уравнения, а через день приносит полное решение.
Генрих Бурбон удовлетворен, честь Франции восстановлена.
К слову, математические дуэли двигали науку вперед: например, Никколо Тарталья открыл способ решения кубического уравнения, отвечая на вызов другого итальянского математика.
Официально и неофициально
Официальное математическое первенство школьников страны — Всероссийский фестиваль юных математиков, поучаствовать только в нем — все равно что играть в футбол один раз в год, на чемпионате. Поэтому есть и неофициальные состязания, крупнейшее и старейшее из которых Уральский турнир юных математиков.
— Благодаря постоянным встречам мы узнаем, что, например, в Краснодаре замечательно учат геометрии, а в Кирове — дискретной математике, — говорит Сергей Рукшин, кандидат физико-математических наук, доцент, организатор и бессменный директор Городского математического центра, заслуженный учитель РФ. — Школьники должны постоянно сравнивать свои силы с ведущими соперниками.
В 2005 году на XVI фестивале юных математиков сложилась занятная ситуация: до финала дошли две команды петербургского Математического центра — ребята постарше (которых, собственно, и посылали за победой) и помладше (которых отправили не столько соревноваться, сколько тренироваться). Им пришлось сражаться друг против друга. Что вы думаете, младшие победили...
С XXIV Уральского турнира юных математиков, где состязаются школьники младше 9-го класса, наши ребята вернулись тоже с победой в высшей лиге...
С чего вдруг у петербургских школьников так завидно развито левое полушарие мозга — науке неизвестно. У меня своя теория: наши школьники всякий раз побеждают «с перепугу», потому что каждый турнир для них... потенциально последний, вне зависимости от результатов. Всякий раз неизвестно, удастся ли достать денег на следующую турнирную поездку.
В частности, гордиться осенней победой наших имеет полное моральное право не столько Петербург, сколько отдельно взятая фирма (деньги на поездку двенадцати кратным чемпионам России выделил не город, а Национальный резервный банк). Оргвзносы за питание и проживание команд на российских турнирах в течение года — это около семи тысяч евро. Плюс деньги на дорогу. Каждый раз Сергей Евгеньевич Рукшин (в разные годы — тренер сборных команд СССР, России, Казахстана, Азербайджана, Аргентины, Турции, старший координатор нескольких международных математических олимпиад), по собственному выражению, занимается увлекательным видом спорта: бегом с протянутой рукой.
Уже 10 лет средства на поездки наскребают по сусекам (а то и по собственным карманам) сами преподаватели мат- центра, которые за ведение кружка получают 600 — 800 рублей в месяц, при том что власти других городов, приглашая наших педагогов заниматься с тамошними школьниками, платят от 500 долларов в неделю.
Метод: ни кнута, ни пряника
Лично я полагаю, что город отнюдь не равнодушен; просто у города такой педагогический метод. Могу доказать.
Московский центр непрерывного матобразования, говорят, финансируется очень прилично, располагается в отдельном четырехэтажном особняке недалеко от Кремля, но за последние годы не выдал ни одного победителя международной олимпиады, ни одного члена сборной команды страны.
В начале 1960-х в стране при трех крупнейших университетах были созданы математические школы для особо одаренных: в школу при МГУ детей собирали со всей страны, в школу при ЛГУ — со всего Северо-Запада, в интернат при Новосибирском университете — лучших школьников Сибири. Так вот, если школы при Московском и Новосибирском университетах работают в прежнем режиме, то, как утверждает Рукшин, в школе-интернате при СПбГУ учатся в основном местные математические таланты — нет возможности набирать одаренных по Северо-Западу. К тому же сам математический интернат переехал с улицы Савушкина практически за город — в Петергоф.
Словом, у нас препятствий больше, чем поддержки. Зато состав всех сборных страны на международных олимпиадах по математике за последние лет двадцать на 50 процентов состоит из ленинградцев. Был год, когда из шести человек (таков состав сборной) пятеро были наши! Ну и докажите, что метод «игнорирования сверху» не приносит результатов...
Рукшин с моей теорией не согласен. Он напоминает, что, когда американцы обнаружили, как слабовато у их школяров стало с математикой, в
США была разработана специальная программа по привлечению одаренных детей, эту программу курировал президент Буш-старший. Рукшин полагает, что Петербургу тоже нужна специальная программа для одаренных, чтобы сами школьники понимали: их победы нужны. А сейчас, дескать, дети видят, с каким трудом находятся средства на турнирные поездки. И убеждаются в том, что Петербургу от их математических заслуг ни жарко ни холодно...
— Я вот чего боюсь, — добавляет Рукшин. — В 1985 — 1991 годах в Ленинграде был математический кружок, выпускники которого позже выступали за сборные команды СССР, США, Израиля, Германии, завоевали 15 медалей международных олимпиад. Среди кружковцев была единственная в мире трехкратная обладательница золотой медали международных олимпиад Евгения Малинникова. Так вот, и она, и все остальные победители сейчас успешно работают на Западе. В стране не осталось никого.
Р. S. А вот, собственно, то событие, после которого ну крайне необходимо что-то менять. В декабре команда нашего матцентра ездила на Кубок памяти А. Н. Колмогорова. Вернулись без «золота». И без «серебра». Всего лишь третье место. Говорят, преподаватели не столько команду готовили, сколько до последнего момента искали деньги на поездку. И не нашли: ребята поехали частично за свой счет, частично за счет самих преподавателей. Рукшин сказал, что моя теория о педагогическом методе игнорирования показала свою несостоятельность.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 4 (3551) от 13 января 2006 года.
Комментарии