Плюс на минус

Эта статья предполагалась заздравной: в 2005 году петербургские школьники выиграли все (!) знаковые математические первенства России в командном зачете. Это мало кого удивило, поскольку победы «питерских» нечто хроническое. Почему Ленинград, как никакой другой город, плодит юные математические таланты?

Вода у нас особая? Климат? Строгий стройный вид самого города?..

Но пока, что называется, статья ждала опубликования, случилось событие, после которого надо бы весь текст переделать. Однако мы почти ничего не изменили — так правдивее будет.

Плюс на минус |

Вызываю вас на бой

Как гуманитарий объясняю вам, что такое математический бой (это официальное назва­ние): команды по 6 —7 человек в течение определенного вре­мени решают одинаковый на­бор заданий, а затем капитан одной команды выходит и заяв­ляет: «Мы вызываем соперни­ков на задачу такую-то». Коман­да-противник предлагает свое решение задачи, а команда, сделавшая вызов, оппонирует. Если противник вызов не при­нимает (поскольку задачу не осилил), вызывающая команда обосновывает свое решение и получает очки «вне очереди».

Такой способ выяснения от­ношений придумал в 1960-е го­ды ленинградский учитель ма­тематики Иосиф Яковлевич Веребейчик, а теперь математи­ческие бои ведутся по всему миру. Но знатоки припомнят и более ранние сражения.

Вот одно из них. Конец XVI ве­ка, Франция. Король Генрих IV Бурбон негодует: видите ли, голландский математик Адри­ен ван Роумен послал свой «ма­тематический вызов», уравне­ние 45-й степени, математикам во все европейские монаршие дворы, а Францию игнориро­вал. Будто в королевстве нет приличных математиков! По­звать сюда советника Виета!

Советник (и к тому же математик) Франсуа Виет тут же в при­сутствии короля находит два корня уравнения, а через день приносит полное решение.

Генрих Бурбон удовлетворен, честь Франции восстановлена.

К слову, математические дуэ­ли двигали науку вперед: напри­мер, Никколо Тарталья открыл способ решения кубического уравнения, отвечая на вызов дру­гого итальянского математика.

Официально и неофициально

Официальное математическое первенство школьников стра­ны — Всероссийский фести­валь юных математиков, поуча­ствовать только в нем — все равно что играть в футбол один раз в год, на чемпионате. Поэ­тому есть и неофициальные со­стязания, крупнейшее и ста­рейшее из которых Уральский турнир юных математиков.

— Благодаря постоянным встречам мы узнаем, что, на­пример, в Краснодаре замеча­тельно учат геометрии, а в Ки­рове — дискретной математи­ке, — говорит Сергей Рукшин, кандидат физико-математичес­ких наук, доцент, организатор и бессменный директор Городского математического центра, заслуженный учитель РФ. — Школьники должны постоянно сравнивать свои силы с веду­щими соперниками.

В 2005 году на XVI фестива­ле юных математиков сложи­лась занятная ситуация: до фи­нала дошли две команды пе­тербургского Математического центра — ребята постарше (ко­торых, собственно, и посылали за победой) и помладше (кото­рых отправили не столько со­ревноваться, сколько трениро­ваться). Им пришлось сражать­ся друг против друга. Что вы ду­маете, младшие победили...

С XXIV Уральского турнира юных математиков, где состяза­ются школьники младше 9-го класса, наши ребята вернулись тоже с победой в высшей лиге...

С чего вдруг у петербургских школьников так завидно разви­то левое полушарие мозга — на­уке неизвестно. У меня своя тео­рия: наши школьники всякий раз побеждают «с перепугу», по­тому что каждый турнир для них... потенциально последний, вне зависимости от результа­тов. Всякий раз неизвестно, удастся ли достать денег на сле­дующую турнирную поездку.

В частности, гордиться осен­ней победой наших имеет пол­ное моральное право не столь­ко Петербург, сколько отдель­но взятая фирма (деньги на по­ездку двенадцати кратным чем­пионам России выделил не го­род, а Национальный резерв­ный банк). Оргвзносы за пита­ние и проживание команд на российских турнирах в течение года — это около семи тысяч евро. Плюс деньги на дорогу. Каждый раз Сергей Евгеньевич Рукшин (в разные годы — тре­нер сборных команд СССР, России, Казахстана, Азербайд­жана, Аргентины, Турции, стар­ший координатор нескольких международных математичес­ких олимпиад), по собственно­му выражению, занимается ув­лекательным видом спорта: бе­гом с протянутой рукой.

Уже 10 лет средства на по­ездки наскребают по сусекам (а то и по собственным карма­нам) сами преподаватели мат- центра, которые за ведение кружка получают 600 — 800 рублей в месяц, при том что власти других городов, пригла­шая наших педагогов зани­маться с тамошними школьни­ками, платят от 500 долларов в неделю.

Метод: ни кнута, ни пряника

Лично я полагаю, что город от­нюдь не равнодушен; просто у города такой педагогический метод. Могу доказать.

Московский центр непре­рывного матобразования, го­ворят, финансируется очень прилично, располагается в от­дельном четырехэтажном особняке недалеко от Кремля, но за последние годы не вы­дал ни одного победителя международной олимпиады, ни одного члена сборной ко­манды страны.

В начале 1960-х в стране при трех крупнейших университе­тах были созданы математи­ческие школы для особо ода­ренных: в школу при МГУ де­тей собирали со всей страны, в школу при ЛГУ — со всего Северо-Запада, в интернат при Новосибирском универси­тете — лучших школьников Си­бири. Так вот, если школы при Московском и Новосибирском университетах работают в прежнем режиме, то, как ут­верждает Рукшин, в школе-ин­тернате при СПбГУ учатся в основном местные математи­ческие таланты — нет возмож­ности набирать одаренных по Северо-Западу. К тому же сам математический интернат переехал с улицы Савушкина практически за город — в Пе­тергоф.

Словом, у нас препятствий больше, чем поддержки. Зато состав всех сборных страны на международных олимпиа­дах по математике за послед­ние лет двадцать на 50 про­центов состоит из ленинград­цев. Был год, когда из шести человек (таков состав сбор­ной) пятеро были наши! Ну и докажите, что метод «игнори­рования сверху» не приносит результатов...

Рукшин с моей теорией не согласен. Он напоминает, что, когда американцы обнаружи­ли, как слабовато у их школя­ров стало с математикой, в

США была разработана специ­альная программа по привле­чению одаренных детей, эту программу курировал прези­дент Буш-старший. Рукшин по­лагает, что Петербургу тоже нужна специальная програм­ма для одаренных, чтобы сами школьники понимали: их побе­ды нужны. А сейчас, дескать, дети видят, с каким трудом на­ходятся средства на турнир­ные поездки. И убеждаются в том, что Петербургу от их ма­тематических заслуг ни жарко ни холодно...

— Я вот чего боюсь, — добав­ляет Рукшин. — В 1985 — 1991 годах в Ленинграде был мате­матический кружок, выпускни­ки которого позже выступали за сборные команды СССР, США, Израиля, Германии, за­воевали 15 медалей междуна­родных олимпиад. Среди круж­ковцев была единственная в мире трехкратная обладатель­ница золотой медали междуна­родных олимпиад Евгения Малинникова. Так вот, и она, и все остальные победители сейчас успешно работают на Западе. В стране не осталось никого.

Р. S. А вот, собственно, то событие, после которого ну край­не необходимо что-то менять. В декабре команда нашего матцентра ездила на Кубок памяти А. Н. Колмогорова. Вер­нулись без «золота». И без «серебра». Всего лишь третье место. Говорят, преподаватели не столько команду гото­вили, сколько до последнего момента искали деньги на по­ездку. И не нашли: ребята поехали частично за свой счет, частично за счет самих преподавателей. Рукшин сказал, что моя теория о педагогическом методе игнорирования по­казала свою несостоятельность.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 4 (3551) от 13 января 2006 года.


#математические олимпиады #школьники

Комментарии