Петербургские ночи становятся светлее и короче

C 13 мая их заменят навигационные сумерки, при которых Солнце не опускается под горизонт ниже 12 градусов, и при этом хорошо видна сама линия горизонта.

Петербургские ночи становятся светлее и короче | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Все планеты, кроме Венеры, в мае будут находиться с западной стороны от Солнца. Первым после его захода взойдет Юпитер. Его первенство объяснимо: 9 мая планета окажется в противостоянии со светилом и будет двигаться в противофазе с ним. Юпитер обретет особую яркость, его видимый радиус окажется на четверть больше, чем в соединении. Даже в светлые ночи он будет легко заметен на небосводе. По соседству с Юпитером начнет свой путь по небосводу в мае почти полная Луна. А 28 мая, опять же накануне своего полнолуния, она снова вернется к нему.

Следующим на небе появится Сатурн в созвездии Стрельца. После полуночи взойдет и Марс в созвездии Козерога. 4 мая в градусе от Сатурна будет находиться Луна, а утром 6 мая, находясь в фазе последней четверти, она переместится к Марсу.

Планетную эстафету следом подхватывают Нептун в Водолее, Меркурий в Рыбах и перед самым восходом Солнца - Уран. Но 13 мая на пути к светилу быстрый Меркурий обгонит Уран и к концу мая уже станет невидимым в лучах утренней зари. 10 мая тонкий серп убывающей Луны будет находиться рядом с Нептуном.

Венера в мае будет играть роль вечерней звезды, причем достаточно продолжительное время - она зайдет приблизительно через три часа после захода Солнца. В паре с ярким Юпитером Венера станет главным украшением светлых майских ночей. Вечером 17 мая компанию ей составит тонкий серп растущей Луны (новолуние произойдет 15 мая).

В первых числах мая Земля пересекает звездный поток Аквариды. Пика своей активности он достигает 4 - 6 мая, когда за час можно будет насчитать до 60 метеоров. Жаль, не в наших краях. Мы, как известно, живем в Cеверном полушарии, а Аквариды считаются звездопадом Южного. Но и у нас, если повезет, можно увидеть какое-то количество метеоров, вылетающих из-под горизонта. Однако светлеющие ночи сильно усложнят эту задачу. Свое название Аквариды получили от созвездия Водолея, где находится радиант потока.

Близятся белые ночи, темное время суток не только светлеет, но и укорачивается: продолжительность дня в течение мая увеличится с 15.55 до 18.10. Так что наступает самое время дать нашим телескопам отдохнуть от ночных дежурств. Да и громких новостей из пределов Солнечной системы тоже давно уже не поступало.

Те из наблюдателей, кто не собирается в отпуск, могут надеть на объектив темный фильтр и направить телескоп на Солнце, поискать на диске пятна и посчитать число Вольфа. А оно считается весьма своеобразно: число групп пятен умножается на 10 и складывается с общим числом пятен. К примеру, если на диске Солнца всего одно пятно, то число Вольфа равно 11 (одна группа, состоящая из одного пятна).

Но и наше светило сейчас не склонно радовать своей активностью, число Вольфа как раз установилось в районе 11. Так что, может, и в самом деле астрономам пора в отпуск?

Весеннего вам настроения и удачных наблюдений!

Материал был опубликован в газете под № 074 (6183) от 25.04.2018 под заголовком «Пора в отпуск».

#ночь #звезды #астрономия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6183) от 25.04.2018.