Только на сайте

Палеонтологи СПбГУ сделали уникальное открытие

Недалеко от якутского города Сунтар археологической экспедицией была обнаружена историческая находка. Что же нашли ученые?

Палеонтологи СПбГУ сделали уникальное открытие | Фото: JamesDeMers/Pixabay

Фото: JamesDeMers/Pixabay

Как сообщает портал МИА МИР, группа российских палеонтологов (куда вошли специалисты СПбГУ, вместе с коллегами из Боннского университета) описала два новых рода примитивных млекопитающих, которые жили на Земле в начале мелового периода, около 120 миллионов лет назад. Эти и многие другие находки у ручья Тээтэ в Сунтарском районе Республики Саха позволили ученым понять, что во времена динозавров экосистема Якутии практически «законсервировалась» и не менялась в течение 40 миллионов лет.

Оба примитивных зверька напоминали современных землероек, однако они не являются родственниками - древняя ветвь жила и вымерла еще в меловом периоде. Скорее всего, их вытеснили более развитые плацентарные млекопитающие. Питались найденные животные насекомыми, вели достаточно активный образ жизни, но где они жили - на земле, в воде или в кроне деревьев - сказать пока сложно, ведь палеонтологи обнаружили не целые скелеты, а несколько фрагментов их челюстей с зубами. Длина самой большой находки составляет около пяти миллиметров.

Млекопитающие получили необычные имена: Khorotherium yakutensisи Sangarotherium aquilonium. В первом названии упоминается Якутия, а также деревня Хоро, жители которой, в течение нескольких лет участвовали в раскопках на местонахождении динозавров Тээтэ. Второго зверька назвали в честь сангарских серий - геологического слоя, в котором нашли кости, а его видовое имя aquilonium переводится с латыни как «северный».

Исследователи подчеркнули, что найденные останки млекопитающих - это фактически «живые ископаемые» своего времени. Считается, что между юрским и меловым периодами произошло достаточно серьезное вымирание, в результате которого погибло немало видов. Последние находки позволяют предположить, что на территории Сибири глобальной смены фаун и перестройки экосистем не было. Здесь не происходило никак фатальных событий в течение примерно 40 миллионов лет, а это очень много.

Также археологи отметили, что климат во времена динозавров на территории современной Якутии был, скорее всего, умеренный и без заморозков, но чуть более прохладный, чем в Западной Сибири. Об этом говорит тот факт, что во время экспедиции не были обнаружены кости древних крокодилов. Видимо, для них такая погода была не самой комфортной. Зато здесь обитали ящерицы, амфибии, млекопитающие, черепахи и, конечно, разнообразные динозавры. Именно на их поиски исследовательская группа отправилась к ручью Тээтэ уже во второй раз.

#СПбГУ #археологи #раскопки #Якутия