Отрыли личико

Петербургские археологи нашли в Хакасии образец культуры ранней бронзы, так называемую личину, причем так идеально сохранившуюся — хоть сейчас в музей.

Отрыли личико | ФОТО Предоставлено ИИМК РАН

ФОТО Предоставлено ИИМК РАН

Во-первых, идеально сохраниться, принадлежа к Окуневской культуре, — сам по себе подвиг. Эта археологическая культура существовала в минусинских степях на Среднем Енисее в XXV — XVIII века до н. э. (свое название получила по урочищу Окунев Улус на юге Хакасии — там в 1928 году был впервые раскопан могильник этой культуры). Во-вторых, изображенная на камне «личина» была обнаружена в курганном могильнике Итколь II, а в курганах «личины» оказывались, уже «выйдя на пенсию» — утратив свое сакральное значение и служа просто стройматериалом.

«Личина», скорее всего, — изображение божества или другого сверхъестественного существа: клыкастого, с тремя глазами. Но какого именно, можно будет сказать, когда ученые соберут больше данных о верованиях людей Окуневской культуры. В этом, надо сказать, специалисты Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН уже изрядно продвинулись.

На могильнике Итколь Саянская археологическая экспедиция института работает с 2007 года. В прошлом сезоне институт приступил к совместному с Русским географическим обществом проекту «Тайна древних художников Сибири». Окуневская культура — действительно одна из самых «художественных» раннебронзовых во всей Северной Евразии: наскальные изображения, небольшие фигурки, «Окуневские стелы» — высокие, порой в несколько метров, каменные изваяния, где наверху — клюв птицы, в средней части — антропоморфные существа, внизу — раскрытая пасть змеи.

В прошлом году экспедиция (профессионалы и волонтеры), в частности, обнаружила глиняную курильницу для сжигания трав и стилизованное изображение быка, которое позволило выдвинуть гипотезу о том, что представители Окуневской культуры — выходцы с территорий, расположенных значительно дальше на запад.

Сейчас антропологи полагают, что «древние художники Сибири» были смешанного европеоидно-монголоидного типа. И были родственниками американских индейцев.

По информации ИИМК РАН

* * *

Более 80% курящих россиян могут легко отказаться от этой привычки, уверяют ученые из медико-генетического центра Genotek.

Из-за антитабачных мер численность курильщиков уменьшается, но все равно пока очень высока: курит или покуривает почти каждый третий. В последние годы ученые открыли несколько генов, вариации в которых помогают или мешают бросить курить. Специалисты Genotek изучили ДНК 2,5 тыс. россиян-добровольцев и обнаружили: лишь у 15% есть «плохие» вариации в устройстве генов CHRNB3 и CTNNA3 (они кодируют никотиновые рецепторы в мозге), а почти у 82% есть «хорошая» версия гена DBH, помогающая легко бросить курить. Крайне трудно бросить курить по «физиологическим» причинам лишь 0,7% обследованных.

* * *

В Новгороде ученые Института археологии РАН нашли самую длинную на сегодня глаголическую надпись.

Глаголица — первый славянский алфавит, который почти перестал использоваться к XII веку. И именно при раскопках в церкви Благовещения первой половины XII века было обнаружено множество глаголических надписей. Это буквально «стенгазета»: в те времена на стенах храмов, пониже росписей, выцарапывали сообщения о текущих событиях и даже деловые записи. Самые интересные из найденных сообщений — надписи о смерти и погребении князя Всеволода Мстиславича.

* * *

Ученые Института математических проблем биологии РАН объяснили одно из удивительных свойств графена.

При добавлении «нобелевского» материала (за создание графена выходцы из России Константин Новоселов и Андрей Гейм получили Нобелевскую премию в 2010-м) в полимеры многие из них начинают преобразовывать механическую энергию — например, при сжатии и растягивании — в электрический ток. Это называется «пьезоэлектрический эффект», он был открыт в конце XIX века французскими физиками Жаком и Пьером Кюри.

Но в случае с графеном свойства полученного материала менялись непредсказуемо. Ученые с помощью компьютерной модели проанализировали, как при добавлении графена менялись свойства материалов на уровне отдельных электронов и атомов. Оказалось, все зависит от того, на каком расстоянии друг от друга находятся частички графена и молекулы полимера. Если расстояние хоть немного меньше или больше некой оптимальной дистанции — свойства материала ухудшаются. Специалисты уже просчитали несколько оптимальных вариантов расположения наночастиц и молекул полимеров.

По информации РИА «Новости», «Лента.ру», ТАСС