Нет гармонии в гормональном фоне

Сегодня и завтра в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования пройдет научная сессия общего собрания Северо-Западного отделения РАМН. Подобные сессии проводятся ежегодно, но по эндокринологическим проблемам нынешняя — первая. Очевидно, время настало: больных сахарным диабетом в России 2,5 миллиона (это официально; по данным эпидемиологических исследований, около 8 миллионов), в Петербурге сахарный диабет у 100 тысяч человек. Заболеваний щитовидной железы, патологий надпочечников и поджелудочной железы, эндокринологических гинекологических болезней и нарушений репродукции у женщин и мужчин тоже меньше не становится. Наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА взяла комментарии у основных организаторов и участников академической встречи о том, насколько все запущено и есть ли надежда.

Нет гармонии в гормональном фоне  | Иллюстрация Ververidis-Wasilis/shutterstock.com

Иллюстрация Ververidis-Wasilis/shutterstock.com

Отари ХУРЦИЛАВА, и. о. ректора СПб МАПО:

— Когда появился инсулин, все подумали: диабет побежден! И ошиблись. Теперь проблемы эндокринологии нельзя не обсуждать, потому что они выходят на первый план.

Эндокринные заболевания — болезни цивилизации. За все надо платить: за горячую воду, за вырубку лесов, за то, что к 2025 году каждый второй петербуржец будет иметь автомобиль...

XX век был веком биофизики, биохимии, атомной энергетики. XXI век — век биологии, медицины. Мы подошли к клеточному уровню, а к концу века выйдем на уровень молекулярный. Медицина все больше становится наукой точной, диагностика совершенствуется. Она, как иногда шутят, дошла до такого уровня, что здоровых уже не осталось.

Да, люди будут болеть всегда. Это диалектика природы. Правда, и продолжительность жизни увеличилась — хотя в нашей стране она не так уж велика, потому что мы в XX веке прошли через катаклизмы, которые коснулись других стран в меньшей мере. Кроме того, экологические проблемы, алкоголизация населения, социальные болезни у нас прогрессируют.

Нынешние исследования в здравоохранении по затратам сравнимы с космическими. Но дороже жизни ничего нет. С этим никто не спорит — но скажите, как мы относимся к жизни, к здоровью?

Образный пример: вот песочные часы; песок — это жизнь, а перемычка между верхним и нижним сосудами в часах — это показатели здоровья. Чем перемычка уже, тем медленнее уходит жизнь. А если пить, курить, неправильно питаться, то перемычка расширяется, песок сыплется быстрее. Не верьте рассказам о том, что кто-то пил, курил и в 100 лет женился в десятый раз. Это всего лишь анекдот.

Мне кажется, надо чаще говорить о культуре. Я имею в виду культуру отношения человека к себе. Здравоохранение — тоже культура, и, на мой взгляд, наше учреждение, МАПО, как достояние культуры не ниже по своему значению для России, чем Эрмитаж.

Вадим МАЗУРОВ, член-корреспондент РАМН, профессор, проректор по клинической работе СПб МАПО:

— У эндокринной системы очень благородная функция — защищать. Гормональная регуляция необходима не только при патологии, она поддерживает жизнеобеспечивающие функции организма, если человек попадает в экстремальные условия (например, в район высокогорья) или испытывает психо-эмоциональный стресс.

Проблемы эндокринологической патологии являются предметом многих врачебных специальностей: офтальмологов — потому что у диабетиков часто страдают органы зрения; нефрологов — потому что развивается диабетическая нефропатия; кардиологов — потому что у больных диабетом в 2 — 4 раза чаще поражается сердечно-сосудистая система; невропатологов — поскольку развиваются поражения сосудов головного мозга. Все они, а также акушеры-гинекологи, хирурги, генетики будут выступать на сессии.

Наталья ВОРОХОБИНА, зав. кафедрой эндокринологии им. академика В. Г. Баранова МАПО, доктор медицинских наук, профессор:

— В декабре 2006 года Генеральная ассамблея ООН призвала все страны объединиться в борьбе с эпидемией сахарного диабета. За всю свою историю ООН принимала резолюции по борьбе с массовыми заболеваниями лишь трижды.

Сахарный диабет нарастает катастрофически: 20 лет назад в мире было 30 миллионов больных, сейчас — 246 миллионов, а в 2030 году будет 380 миллионов. Причем в 90% случаев это будет диабет II типа, который начинается не с недостатка инсулина (как при первом типе), а с нечувствительности тканей к инсулину. Раньше у детей не было диабета II типа вовсе, а теперь в мире им заболевают 200 детей ежедневно!

Вот данные Всемирной организации здравоохранения: ежегодно в мире от сахарного диабета умирают 4 миллиона человек, диабет стоит на 6-м месте как причина смертности. Примерно у одного миллиона человек болезнь доходит до стадии, когда необходимо ампутировать нижние конечности; более 300 тысяч диабетиков полностью теряют зрение, у полумиллиона больных развивается почечная недостаточность до такой степени, что требуется пересадка почки.

Вылечить сахарный диабет I типа пока невозможно, но можно ограничить действия провоцирующих факторов: предупреждать внутриутробные вирусные инфекции, а также корь, краснуху, паротит, ветряную оспу у детей и подростков. Не кормить грудных младенцев питательными смесями, содержащими белки коровьего молока и гиадин (белок ячменя). Желательно исключить продукты с нитросодержащими консервантами и красителями. Очень важен скрининг населения: в Петербурге он раньше проводился, а теперь — нет.

Профилактика развития диабета II типа — это борьба с ожирением, физические нагрузки, раннее лечение НТГ — нарушенной толерантности к глюкозе.

В Финляндии, например, провели исследование: полтысячи пациентов с НТГ (которое может привести к диабету II типа) разделили на две группы. Первой рекомендовали снизить вес и увеличить физическую нагрузку. Вторая группа не меняла образ жизни. Через три с лишним года у пациентов из первой группы риск развития диабета II типа сократился на 58%.

В Китае шестилетнее наблюдение показало, что следование диете снижало риск развития диабета II типа на 31 %, увеличение физической активности — на 46%, а сочетание диеты и упражнений — на 42%.

О медикаментозной профилактике диабета II типа нужно говорить отдельно. Что касается общих рекомендаций — они такие: контроль за весом и не меньше 30 минут в день умеренной физической нагрузки (пожилым — ежедневные получасовые прогулки). Не курить, исключить легкоусвояемые углеводы, ограничить жиры как растительного, так и животного происхождения. Есть больше продуктов, богатых клетчаткой, нежирные сорта рыбы и продукты, содержащие сою.

Александр ЩЕРБО, член- корреспондент РАМН, зав. кафедрой медицинской экологии, первый проректор СПб МАПО:

— Как всякая патология, эндокринологическая зависит от многих факторов, в том числе от качества окружающей среды. В первую очередь мы обращаем внимание на активные химические агенты в продуктах питания, воде, воздухе — на тяжелые металлы, трудноокисляемую органику. Они влияют всесторонне, но прежде всего — на снижение сопротивляемости организма. И часто это влияние прицельное, направленное на эндокринную систему, одну из наиболее чувствительных в организме. Например, щитовидная железа служит маркером загрязнения окружающей среды. Если упрощенно говорить, чем загрязненнее среда, тем больше случаев патологии именно щитовидной железы.

Петербург не самый загрязненный город. Однако причины быть настороже есть. В нашем городе основной источник загрязнения — автотранспорт. Выйти на улицу и не дышать не получится, но в наших силах влиять на состояние воздуха в помещениях. Важны эффективная вентиляция, система кондиционирования, и в первую очередь в общественных зданиях. В жилых надо позаботиться о вытяжной вентиляции в зоне газовых плит.

Качество питьевой воды, несмотря на большие усилия «Во- доконала», оставляет желать лучшего, поэтому если пьете водопроводную воду, дайте ей отстояться, чтобы вышел хлор (и прокипятите, конечно). Но предпочтительнее бутилированная вода (правда, как утверждают некоторые источники, до 30% фасованной воды — подделка). Это все рекомендации не новые, но их нужно постоянно повторять. Как и напоминать о том, что салаты лучше макарон, потому что овощи весьма способствуют выведению вредных веществ, а увлечение рафинированной пищей особенно плохо отражается на детях: в детском организме обмен значительно интенсивнее, и на единицу веса ребенок может поглотить значительно больше вредных веществ, чем взрослый.

Николай МАЙСТРЕНКО, член-корреспондент РАМН, начальник кафедры и клиники факультетской хирургии им. С. П. Федорова Военно-медицинской академии:

— Очень животрепещущая тема — хирургия в эндокринологии. Хирургическая эндокринология, конечно, существует, но де-юре такой специальности нет. Больных, увы, часто оперируют в общехирургических стационарах, и хирурги чувствуют себя несколько вольготно.

При этом хирургическая эндокринология — очень сложный раздел хирургии, на стыке с онкологией: мы оперируем больных с опухолевыми процессами щитовидной и околощитовидных желез, поджелудочной железы, надпочечников, половых органов, вилочковой железы.

Принцип эндокринной хирургии — щадящее отношение к органам, иначе это может стать невосполнимой потерей. Например, нащупал врач узловые формы зоба и предлагает пациенту: чтобы рака не было, давайте удалим. Иногда это делается просто из-за недопонимания, а иногда из-за коммерческих соображений: прооперировать, чтобы деньги получить.

Новые диагностические технологии позволяют выявлять многие заболевания на доклинической стадии или с минимальными клиническими проявлениями, и потому особенно обидно, когда из-за неадекватного лечения диабетологов- эндокринологов дело доходит до так называемой диабетической стопы, до гангрены конечностей — и хирург вынужден ампутировать больному ногу, потому что кровообращение в конечности уже не восстановить.

Несмотря на то что нет такой специальности «хирургическая эндокринология», мы уже очень многое сделали: группа авторов (петербуржцы и москвичи) выпустила первое отечественное руководство «Хирургическая эндокринология». Но мы настаиваем на большем: если речь заходит о хирургических вмешательствах, должен существовать протокол ведения больных, где указывается определенная последовательность действий и процедур. За границей такой протокол существует, а у нас протоколов федерального уровня нет.

В Петербурге есть хирурги, специализирующиеся именно в эндокринологии, есть учреждения, где хирургия в этой области очень сильна (например, в ВМА создается всеармейский эндокринологический центр, который в мирное время, разумеется, работает и на гражданское население), а пациенты могут об этом просто не знать. Хотя в хирургическом аспекте мы вышли на мировой уровень и нет никакой необходимости ехать лечиться за границу.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 219 (4011) от 21 ноября 2007 года.

#эндокринология #диабет #научная конференция

Комментарии