Главная городская газета

Несбывшееся, но незабытое

  • 21.03.2018
  • Борис Гитик
  • Рубрика Наука
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наука

Петербург выпил свою «пинту науки». Как это было

В Петербурге прошел первый фестиваль лекций Pint of Science: барная столица России на время стала научной. Читать полностью

Сингулярность съезда Российского союза ректоров в Петербурге

«Мы живем в уникальный период истории человечества. У математиков есть термин для его описания - сингулярность, - отметил ректор МГУ Виктор Садовничий. - Речь идет о все более ускоряющихся и все более непредсказуемых изменениях - технологических и социальных». Читать полностью

Полный бак: исследуем качество бензина в Петербурге

Топливо на петербургских АЗС не самого высокого качества - так считают эксперты. Учитывая, что количество машин с каждым годом увеличивается, а почти 90% всех выбросов в атмосферу производит именно транспорт, можно сказать, что терпят бедствие не только движки автомобилей, но и окружающая среда. Читать полностью

Марс: миссия выполнима. Как россияне изучают Красную планету

С конца апреля россияне вместе с европейцами сосредоточенно ищут следы жизни на Марсе: к исследованию атмосферы Красной планеты приступила миссия «Экзомарс» Европейского космического агентства и Роскосмоса. Читать полностью

Поймать за пятилетку. Как физики СПбГУ побили свой же рекорд

В 2020 году самая сложная установка человеческой цивилизации - Большой адронный коллайдер - заработает в модернизированном виде. Часть самой сложной системы этой самой сложной установки создали физики СПбГУ. Как у них это получилось? Читать полностью

Ученые СПбГУ прославились благодаря урановым нанотрубкам

Кристаллографы петербургского госуниверситета создали нанотрубки из соединения урана и серы. Читать полностью
Несбывшееся, но незабытое | Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Долететь на электростратолете, добраться на ледоколо-танке, а там чуть подождать - и климат на севере будет субтропический, поскольку мы весь лед растопим. От идей 1930 - 1960-х годов, изложенных в книге «Арктика за гранью фантастики. Будущее Севера глазами советских инженеров» (издательство «Паулсен»), и дух захватывает, и поеживаешься. Проекты не воплотились, но к каким-то сейчас вновь присматриваются.

Как рассказывает один из авторов книги историк Павел Филин, все началось со сбора материалов для Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики:

- Работая в архивах, мы столкнулись с комплексом совершенно уникальных документов, связанных с проектами освоения Арктики. Они были остановлены еще на этапе обсуждения техническими комиссиями, но в каждом есть мысль - просто либо она слишком опережала время, либо последствия были слишком глобальными.

Пример «слишком глобальных последствий»: советские ученые всерьез просчитывали, сколько понадобится сажи, чтобы растопить весь лед в Арктике. Распыляем черное вещество на лед, оно притягивает солнечный свет, лед тает.

В 1930-е страна просто «заболела» Арктикой, отмечает еще один автор, Михаил Савинов. В 1936 году журнал «Техника - молодежи» предложил читателям присылать идеи для обозримого будущего, в том числе в Арктике. И началось: управление климатом, энергетика, транспорт, архитектура.

Из реальных чертежей, например, ледокол-танк: на вид - судно, но со встроенными гусеницами. Подплывает, вскарабкивается на лед, едет дальше. Или города под куполом: тепло идет из недр Земли, приятный климат, фрукты зреют.

Маргарита Емелина, третий соавтор, приводит в пример разработки 1960-х годов Ленинградского зонального НИИ экспериментального проектирования: архитекторы думали о том, чтобы сделать пребывание на севере комфортным. Но дальше чертежей дело не пошло - все силы бросали на разработку месторождений.

- Наверное, единственные архитектурные проекты, которые можно считать «мостиком» из тех времен в современность, - это военные базы «Арктический трилистник» и «Северный клевер», но это все же не города, а небольшие поселения, - говорит Маргарита Емелина.

Северный морской путь мог быть не единственной магистралью: продумывали сеть дирижабельного сообщения (но технически сложным оказалось возводить причальные станции), был проект Великого северного железнодорожного пути (от него отказались в 1930-х), рассчитывали транспортировать грузы подводными лодками (но страна усилила ледокольный флот, и та идея отпала)...

Научный консультант книги Виталий Сычев, профессор Гидрометеорологического университета, считает книгу «небольшой энциклопедией несбывшихся, но не забытых проектов».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook