Научные открытия: 29 мая 2024

Научные открытия: 29 мая 2024  | ФОТО Rodion Kutsaiev on Unsplash

ФОТО Rodion Kutsaiev on Unsplash

Беспроводную систему подзарядки подвод­ных роботов разработали в Санкт-Петербургском федеральном исследовательском центре РАН. Аналогов в России нет.

Робототехника особенно нужна в тех средах, где человеку особенно не поработаешь. К примеру, под водой: в геологоразведке, изучении рельефа водоемов, мониторинге акватории и так далее. Чтобы роботы работали под водой эффективно, нужны системы обеспечения питания и заряда аккумулятора.

Ученые создали прототип системы беспроводной передачи энергии для автономных робототехнических систем. Она состоит из передающей и приемной частей. Энергия передается с помощью метода электромагнитной индукции — посредством переменного магнитного поля.

Роботу не нужно подходить вплотную к зарядной станции: приемнику и передатчику достаточно находиться на расстоянии не больше 6 – 7 см друг от друга. Эффективность передачи энергии —около 85 %.

* * *

Как повысить прочность турбин ракетных двигателей, придумали ученые Пермского политеха с коллегами из «Протон-ПМ» (входит в «Роскосмос»).

«Сердце» ракетных и авиационных двигателей — турбонасосный агрегат. Главные его детали делают из жаропрочных никелевых сплавов, в структуре которых есть карбиды — соединения металлов с углеродом. Они обеспечивают прочность при высоких температурах. Разрушится одна деталь — и из строя может выйти весь механизм агрегата.

Специалисты предложили вводить в никелевые сплавы порошковые металлические материалы — карбонитриды титана. Сплав испытали: предел прочности повысился на 10 %, а ударная вязкость (способность поглощать механическую энергию в процессе деформации) — на 30 %.

* * *

Две дольменообразные гробницы нашли при строительстве в сочинском районе Красной Поляны. Эпоха средней бронзы (XVI – XII века до н. э.).

Дольмены — древние погребальные и культовые сооружения, относятся к мегалитам (сложены из каменных глыб). С кельтского taol maen — «каменный стол», но могут быть и в виде этакого ящика, с окном на лицевой стороне, причем отверстие обычно закрыто каменной пробкой. Подобное в Красной Поляне уже находили, но это было 30 лет назад.

Оба нынешних дольмена сделаны из плиточного песчаника, они идентичны. Как положено, окно каждой гробницы было закрыто пробкой. Но одна выпала, внутри дольмена оказались погребения трех человек. «Сейчас мы обладаем уникальной информационной капсулой из глубины веков», — комментируют археологи из Субтропического научного центра РАН.

* * *

Новый бактериофаг открыли микробиологи из ФИЦ биотехнологии РАН вместе с зарубежными коллегами.

В большинстве развитых стран рыбу разводят в аквахозяйствах. Но из‑за большой скученности рыб бактериальные инфекции распространяются среди них быстрее, чем в естественной среде. Бактерии из рода Aeromonas — гроза рыбохозяйств: могут убить до 90 % поголовья. Антибиотики не вариант: во многих странах жестко регламентируются или запрещены.

Российские ученые с британскими коллегами из Лестерского университета предлагают использовать против патогена его естественных врагов — вирусы, способные заражать и уничтожать эти бактерии. Одним из самых перспективных оказался штамм, выделенный в 2021 году из реки Норишки в Михайловском парке в Москве. Секвенировали и расшифровали геном — оказалось, вирус относится к неизвестному ранее роду. Назвали бактериофага Gekk3–15.

* * *

Маршрут космического путешествия метеорита Ишгль выяснили российские ученые вместе с зарубежными коллегами.

…В июне 1976 года на горной дороге недалеко от австрийского города Ишгля лесничий Йозеф Пфефферле нашел каменюку весом 1 кг, покрытую свежей корой плавления. Вероятно, камень спустился с более высокой точки вместе с лавиной. Лесничий взял да положил камень дома в коробку. И хранил более 30 лет. А в 2008‑м отвез образец в Инсбрукский университет, где установили, что находка — метеорит.

Вот сейчас Мария Грицевич (старший научный сотрудник Уральского федерального университета и доцент Университета Хельсинки) вместе с другими учеными проследила маршрут небесного тела. Для этого пришлось анализировать снимки с камер «немецкой части» Европейской сети наблюдений почти за 60 лет, данные о погодных условиях, степень сохранности метеорита и много чего еще. И вычислили! Это часть небесного тела, которое наведалось к Земле в ночь с 23 на 24 ноября 1970 года. По подсчетам, начальная масса тела при входе в атмосферу составляла 95 – 165 кг. А на землю упали фрагменты общей массой от 24 до 37 кг. Возраст метеорита — около 7 – 9 млн лет.

* * *

Гены устойчивости к антибиотикам сохраняются в сточных водах даже после очистки, установили ученые из федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН (Москва).

Исследователи проверяли сточные воды Моск­вы: до и после очистки. Оказалось, очистные сооружения хорошо справляются с микроорганизмами: их концентрация в воде после очистки снижается в десятки тысяч раз. Тогда изучили содержание генов устойчивости к антибиотикам в общем генетическом материале ­микроорганизмов сточных вод Москвы. В необработанных водах нашли несколько сотен генов, способных обеспечить устойчивость к широко применяемым антибиотикам. После обработки воды их доля снижалась в 3 – 4 раза. Но даже в прошедшей все стадии очистки сточной воде были обнаружены гены устойчивости. Ни одни очистные сооружения мира не способны полностью их удалить.

По материалам ТАСС, ФИЦ биотехнологии РАН, СПб ФИЦ РАН, портала «Научная Россия»