Коллекция Маклая пополнилась
В Кунсткамеру прибыла внушительная «посылка» из Папуа - Новой Гвинеи. Экспонаты, собранные в осенней экспедиции Николая Миклухо-Маклая-младшего, должны пройти экспертизу и, вероятно, дополнят коллекцию Николая Николаевича Миклухо-Маклая-старшего, которая хранится в Кунсткамере почти 150 лет. Напомним (мы об этом писали - см. газету от 7.07.2017): последний раз российские ученые были в Папуа - Новой Гвинее 40 лет назад, в нынешнем году петербургский общественный деятель и бизнесмен Николай Миклухо-Маклай организовал поездку ученых из Кунсткамеры и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН в земли папуасов.
Так красиво местные облачились (или, точнее, разоблачились?) ради праздника. В обычные дни и одежду носят обычную. ФОТО Николая Миклухо-Маклая-младшего
- Николай Николаевич, что за вещи были собраны?
- 55 предметов быта. Мы руководствовались тем, какие предметы собрал в свое время Маклай: показывали фотографии вещей, хранящихся в Кунсткамере, и спрашивали папуасов, чем они пользуются сейчас. Представляете, 70% из той коллекции актуально и сейчас.
Маклаевскую коллекцию в Кунсткамере не увидеть, она в фондах. Но если сопроводить ее тем, что собрали мы, может получиться очень интересная выставка. Мы с директором Кунсткамеры Андреем Головневым обсуждали возможность провести эту экспозицию по России. А фотовыставка «Миклухо-Маклай. Ожившая история» уже была представлена на Петербургском культурном форуме и сейчас находится в Горном университете. Мы планируем показать этот фотопроект в Папуа - Новой Гвинее перед саммитом АТЕС в 2018 году.
- Для нас это экзотика, но жители Папуа-то чего в этой экспозиции не видели?
- Вот мы после папуасских деревень посетили столицу Папуа - Новой Гвинеи Порт-Морсби, наведались в тамошний университет. Современный, много иностранных студентов. Так вот, когда показывали фотографии, сделанные в деревне, студенты-папуасы были ошарашены: «Вы там были?!». Для них деревни, в которых был Маклай и в которых побывали мы, - другая планета. Австралийцы (мы и до них доехали) тоже поражались: «Как?! Там же людоеды!». Я отвечал: «Ну что же вы так, вам всего 5 часов лететь - посмотрели бы своими глазами». Мы-то целых шесть дней добирались.
- Главный вопрос: чувствуете, что мечта сбылась?
- Почувствовал, когда увидел на берегу Маклая три тысячи человек, которые вышли нас встречать.
16 сентября мы с российскими учеными погрузились на большую яхту - ее предоставил сэр Питер Бартер (австралиец, крупный общественный деятель Папуа - Новой Гвинеи. - Ред.). Подходим к берегу, спускаем шлюпки - и я издалека вижу, что берег усыпан людьми. У них 16 сентября День независимости, но они не начинали праздновать без нас. Устроили фантастическое театрализованное представление: меня приветствовал человек, который изображал Туя - папуаса, который первым встретил Маклая. Я, как положено по легенде, дал попробовать соль, мы представились: «Маклай» - «Туй». И все скандировали. Вспоминаю - до сих пор мурашки бегут.
А 20 сентября праздновали День высадки Маклая на берег. Вообще-то это мы предложили - отмечать день знакомства двух таких разных миров.
- Как общались? На каком языке?
- С нами был, пожалуй, единственный в Папуа - Новой Гвинее человек, который владеет и английским, и принятым в Папуа ток-писин, и русским. Зовут Степан, он из Иркутска. Его направила в Папуа - Новую Гвинею католическая миссия. Так что у нас не было языкового барьера, и мы сразу смогли заняться сбором информации, записывать историю деревни.
Интересно, что одни и те же факты Маклаем и папуасами трактовались, как теперь выясняется, по-разному. Например, ученый писал в дневниках, что, когда шел в деревню, насвистывал, вежливо предупреждая о своем визите. А папуасы понимали иначе: «Маклай, когда хотел есть, шел в деревню и свистел»!
Мы изначально общались через лидеров племени. Нынешний глава семьи Туй, Асель, рассказывал: когда к ним приезжали разные ученые (он и советскую экспедицию 1970-х помнит), никто не догадался сначала прийти к главе семьи. «А вы поступили правильно, поэтому мы вам расскажем больше». Я, к примеру, получил наконец ответ на деликатный вопрос: почему в папуасских деревнях детей нередко называют Маклай. Так прямо и спросил у Аселя: «Сколько у Маклая было жен?». Он рассмеялся: «Не было у него тут жен». Говорит: ему, конечно, привели самую красивую, чтобы породниться, но он сказал, что она ему будет сестрой, как все остальные будут ему братьями. А когда папуасы узнали, что он не собирается жениться ни на ком и из других племен, успокоились.
Детей они называют Маклаями, чтобы чтить его память. А мне предложили следующего сына назвать Туем. Вот думаю. Туй Николаевич...
- Как они живут?
- Деревни Горенду, которую посещал Маклай, советская экспедиция «не застала»: на том месте во время немецкого протектората размещались плантации. Сейчас все восстановлено, как было при Маклае.
Мы жили в хижине на сваях: в XIX веке такого не было, сваи появились уже при немцах. Хижина - это не дом в смысле «очаг»: очаг у них на улице. В хижинах только спят. Мы готовились к ужасным испытаниям, к полчищам москитов, но все оказалось гораздо легче. Мы успели до сезона дождей, была даже засуха, но в деревне уже поговаривали: «Маклай вызвал долгожданный дождь».
Папуасы ухаживают за мемориалом Маклая - это небольшая белая плита прямо на берегу. Она была установлена благодаря русско-итальянской семье Суриных и сэру Питеру Бартеру, который тоже такой очень «русский» сэр: создал Музей Миклухо-Маклая в городе Маданг, помог нам в деревне устроить телемост с Россией. Там ведь нет электричества, нет связи. Была проведена специальная вышка для раздачи вайфая. Это очень дорого, большую часть расходов взял на себя сэр Питер, часть легла на меня и на Фонд имени Миклухо-Маклая.
Вещали прямо с места, где когда-то была хижина ученого. Приехал сэр Майкл Сомаре, бывший премьер-министр Папуа - Новой Гвинеи. Я и надеяться на это не мог: он был у власти 48 лет, при нем страна в 1975-м пришла к независимости, и я со школьных лет помню, что в Папуа - Новой Гвинее есть такой Майкл Сомаре. Сейчас он не у власти, но остается очень популярным, его носят на руках, причем буквально: когда он сошел на берег, его подхватили на специальные носилки и понесли.
Он приехал, чтобы засвидетельствовать почтение российской делегации и в первую очередь, как он сказал, почтить память Маклая-старшего.
- Понятно, зачем эти возобновленные связи нашим ученым. А папуасам зачем?
- Они, между прочим, очень нацелены на туризм из России. Сказали, что будут содействовать Фонду Маклая. Группы, конечно, должны быть очень маленькие, чтобы сохранить этот этнокультурный уголок. В апреле мы планируем экспедицию, отберем десять туристов, чтобы пройти маршрутом Миклухо-Маклая. Надеюсь, это поможет собрать деньги и для тамошней школы его имени.
- Какой ликбез проведете для первых туристов?
- Где-то я читал, что папуасы просят у туристов денег. Не просят, это другое. Если ты что-то даришь, ты и получаешь, а если приехал с пустыми руками, то естественно спросить с тебя денег, раз уж ты пришел на их землю. Хотите, чтобы вас добром поминали, - привезите что-нибудь: продукты, батарейки.
Мы, когда приехали, купили в дар большущую свинью. Она там стоит около 2 тысяч долларов, но нельзя ведь явиться в гости без подарка, тем более что, как оказалось, наш приезд станет частью легенды о Маклае, которая полтора столетия передается в деревне.
Что еще необычного... Они совсем не играют с детьми. Я ребенка подхватил, начал подкидывать - как это у нас делают. И все были озадачены. Спрашиваю: «А как вы с детьми-то играете?». «А зачем с ними играть, они сами играют».
Но общее правило, пожалуй, - оказывать внимание, общаться. Открытость папуасов может забавлять, но это неправильное отношение. Если один спрашивает, как дела, второй подробно рассказывает, потому что если спросили, значит, интересно. У них всегда есть чем заняться - корзины плести, кокосы собирать, при этом есть время и «на поговорить», есть время наслаждаться жизнью. А это, пожалуй, важнее электричества.
Комментарии