Хотите быть психически здоровы?

Вчерашний Всемирный день психического здоровья не из тех, которые отмечают с бокалом шампанского. Новостные ленты сообщают: «Каждый второй житель планеты хотя бы раз в жизни находился в состоянии психического расстройства», «Каждый седьмой житель Запада либо шизофреник, либо алкоголик», «Россия занимает второе место в мире после Литвы по количеству суицидов» и тому подобное. И на вчерашней конференции в городском центре медицинской профилактики «Психическое здоровье учащихся и здоровый образ жизни» говорили больше о нездоровье и нездоровом образе жизни.

Хотите быть психически здоровы?  |

Что, наша жизнь — игра?

В прошлом году в Петербурге за психологической помощью обра­тились более двух тысяч детей (понятно, родители привели). Проблемы аккуратно распреде­лились по местам: на первом — сложности в школе, на втором — уход из дома, на третьем — воров­ство из дома, на четвертом — употребление алкоголя (причем число пьющих детей растет, а ко­личество курящих остается на од­ном уровне), на пятом — агрес­сивное поведение. На шестом — новшество: компьютерная и игро­вая зависимость. И число обра­щений с жалобами на нее увели­чивается: в 2004 году за психоло­гической помощью обратились 149 юных игроманов, в 2005-м — в два раза больше.

— Эта проблема усугубляется еще и тем, что она скрытая, — го­ворит Валентина Яковенко, кан­дидат медицинских наук, заве­дующая кризисным отделением центра восстановительного лече­ния (ЦВЛ) «Детская психиатрия».

— Родители спохватываются не когда ребенок часами сидит пе­ред монитором, а когда появляют­ся какие-то дополнительные ано­малии в поведении.

Карлсонов на всех не хватит

Многое из того, что звучит на по­добных конференциях, обывате­ли и так знают. Мы ведь в курсе, что не в каждой формально бла­гополучной и полной семье все ладно (из тех двух тысяч обратив­шихся детей с нарушением пове­дения только 520 из «асоциаль­ных семей»),

И вовсе не новость, что факто­ры, влияющие на психику, — это первым делом семья (как сказа­ла врач-психиатр отделения для детей и подростков ЦВЛ Галина Синкевич, из 100% детей только 30% появляются на свет в полном браке, только у 30% в свидетель­стве хотя бы написано имя отца, «а остальные 60% появились, ве­роятно, от духа святого»), затем школа, потом приятели.

Но то, что на четвертое место «по влиятельности» на психику врачи ставят телевизор, — не­сколько озадачивает. Речь не о те­левидении с его информацией, а именно о телевизоре — таком, знаете, ящике, который именуют «голубым экраном».

Первыми, как говорит Валенти­на Яковенко, эту «влиятельность» обнаружили немцы. Они озадачи­лись: в течение последних 35 лет тесты показывали, что у взрослых с математическими способностя­ми и орфографией дела обстоят все хуже и хуже. Обратились кученым, и цепь расследований выве­ла к нашему любимому домочад­цу, телевизору. Растет количест­во часов, которое мы просижива­ем у «ящика», растет доза прини­маемых нами излучений, и вот уже некоторые учителя жалуются: когда-то доказательство теоремы на уроке можно было втолковать ученику за 15 — 20 минут — те­перь иногда и целого урока мало. Никак не удается оперировать абстрактными величинами!

Американские ученые тоже проводили расследование, и в числе главных подозреваемых опять же оказался телевизор. Правда, американцы задавались вопросом о том, почему их дети толстеют не по дням, а по часам.

До одного из объяснений мы и без ученых додумались бы: если тебе то и дело показывают, как стройный и счастливый человек лопает гамбургер, то и ты, воз­можно, подсядешь на фастфудную диету.

Но любопытна расшифровка этой зависимости. Американцы с помощью аппаратуры регистри­ровали у испытуемых альфа- и бета-ритмы в мозге. Бета-ритмы до­минируют, когда глаза открыты; альфа-ритмы — когда закрыты (либо при открытых глазах, если человек медитирует, загипноти­зирован или переходит от бодрст­вования ко сну). Так вот при про­смотре телепрограмм (то бишь при открытых глазах, когда доми­нировать должен бета-ритм) реги­стрируется альфа-ритм (тот, кото­рый «включается» обычно в режи­ме отдыха). Критика в отношении поступающей информации пада­ет, и человек легко проглатывает сказки о полезности какого хо­чешь йогурта и какого хочешь по­литика.

Помимо этого обнаружилось, что при телепросмотре на 16% снижается обмен веществ в го­ловном мозге, — не потому, что человек на диване лежит, а пото­му, что он лежит, вперясь в экран. Зато повышается активность тех структур мозга, которые отвечают за эмоциональность и влечения.

...Чтобы День психического здоровья не превратился в День всенародного отказа от телеви­дения, врачи все же отметили: выбросить всю технику — это яв­ный перебор. «Просто надо выра­батывать культуру потребления новых достижений техники». Хо­тя медики сами понимают, что не в одной культуре потребления дело: в Петербурге, не самом безопасном месте на земле, ро­дители боятся выпускать детей гулять. Как следствие: дети сидят дома, а поскольку Карлсонов на всех не хватает — в качестве дру­га выбирается телик и компью­тер.

Держите голову в порядке

...234-34-00 — по этой «горячей линии» в кризисный центр на Ча­пыгина, 13, может обратиться сам ребенок, родители, бабушка- дедушка или просто знакомые.

Телефон реабилитационного отделения-школы ЦВЛ на Свер­дловской набережной, 36, не да­ем: туда направляют по заключе­нию медико-педагогической ко­миссии. Отделение работает с 1991 года, рассчитано на 100 человек — 11 — 15-летних, извини­те за выражение, «трудных», тех, у кого интеллект в полном поряд­ке, но поведение такое, что шко­лы приходится менять с незавид­ной регулярностью. Как говорит зав. отделением Валерий Ярлы­ков, сейчас эту школу закончили 193 человека — все они социаль­но адаптированы, поступили в колледжи, техникумы, институты.

...От обилия на конференции тягостной информации настро­ение слушателей было, скорее, упадническим. Но слово дали Бо­рису Фролову, доктору медицин­ских наук, профессору кафедры психиатрии СПб МАПО, и тот с уверенностью опытного оратора воззвал к собравшимся:

— Ну и что теперь? Накроемся белым покрывалом и поползем на кладбище?!

Кто виноват, спросил Фролов, в том, что за последние пять лет в России погибли (в том числе по­кончили с собой) 14.157 детей? «Кто виноват?» — в смысле «Кого обвинить?» Известно, кого: учителей, врачей, семью. Просто ука­зать друг на друга пальцем.

— Но вы можете себе предста­вить, что педагог, которому сооб­щили , что такой-то ребенок край­не неблагополучен и склонен к самоубийству, совершенно ниче­го не предпримет?! Да этого представить невозможно! Он бу­дет следить за этим ребенком, хо­тя бы ради того, чтобы потом не отвечать. Проблема в том, что нет у педагога такой медицинской ин­формации. За состоянием здоро­вья космонавта на орбите ведет­ся посекундный контроль. Есть методики, сравнивающие кардиоритмограмму конкретного чело­века с базой данных, с эталонами. Такие методики применяются в военных ведомствах, на полярных станциях, но не в школе.

Еще бы: аппаратура стоит «не­сколько тысяч долларов». Борис Серафимович вел к тому, что деньги должны давать те, кто особенно часто говорит, что де­ти — это самое дорогое. Госу­дарство то есть. Вот, дескать, и дайте тогда деньги школам на ап­паратуру, раз дети — самое до­рогое.

Закончил свою «речь оптимис­тическую, но горьковатую» (по собственному определению) Бо­рис Серафимович так: посовето­вал врачам первым делом «под­держивать собственные головы в порядке». То есть, несмотря на массу тяжкой для психики ин­формации, не терять духа. Пото­му что решать проблему лучше, будучи в здравом уме и в бод­рости, чем в унынии.

И не поспоришь.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 190 (3737) от 11 октября 2006 года.


#психическое здоровье #конференция #дети

Комментарии