Хотите быть психически здоровы?
Вчерашний Всемирный день психического здоровья не из тех, которые отмечают с бокалом шампанского. Новостные ленты сообщают: «Каждый второй житель планеты хотя бы раз в жизни находился в состоянии психического расстройства», «Каждый седьмой житель Запада либо шизофреник, либо алкоголик», «Россия занимает второе место в мире после Литвы по количеству суицидов» и тому подобное. И на вчерашней конференции в городском центре медицинской профилактики «Психическое здоровье учащихся и здоровый образ жизни» говорили больше о нездоровье и нездоровом образе жизни.
Что, наша жизнь — игра?
В прошлом году в Петербурге за психологической помощью обратились более двух тысяч детей (понятно, родители привели). Проблемы аккуратно распределились по местам: на первом — сложности в школе, на втором — уход из дома, на третьем — воровство из дома, на четвертом — употребление алкоголя (причем число пьющих детей растет, а количество курящих остается на одном уровне), на пятом — агрессивное поведение. На шестом — новшество: компьютерная и игровая зависимость. И число обращений с жалобами на нее увеличивается: в 2004 году за психологической помощью обратились 149 юных игроманов, в 2005-м — в два раза больше.
— Эта проблема усугубляется еще и тем, что она скрытая, — говорит Валентина Яковенко, кандидат медицинских наук, заведующая кризисным отделением центра восстановительного лечения (ЦВЛ) «Детская психиатрия».
— Родители спохватываются не когда ребенок часами сидит перед монитором, а когда появляются какие-то дополнительные аномалии в поведении.
Карлсонов на всех не хватит
Многое из того, что звучит на подобных конференциях, обыватели и так знают. Мы ведь в курсе, что не в каждой формально благополучной и полной семье все ладно (из тех двух тысяч обратившихся детей с нарушением поведения только 520 из «асоциальных семей»),
И вовсе не новость, что факторы, влияющие на психику, — это первым делом семья (как сказала врач-психиатр отделения для детей и подростков ЦВЛ Галина Синкевич, из 100% детей только 30% появляются на свет в полном браке, только у 30% в свидетельстве хотя бы написано имя отца, «а остальные 60% появились, вероятно, от духа святого»), затем школа, потом приятели.
Но то, что на четвертое место «по влиятельности» на психику врачи ставят телевизор, — несколько озадачивает. Речь не о телевидении с его информацией, а именно о телевизоре — таком, знаете, ящике, который именуют «голубым экраном».
Первыми, как говорит Валентина Яковенко, эту «влиятельность» обнаружили немцы. Они озадачились: в течение последних 35 лет тесты показывали, что у взрослых с математическими способностями и орфографией дела обстоят все хуже и хуже. Обратились кученым, и цепь расследований вывела к нашему любимому домочадцу, телевизору. Растет количество часов, которое мы просиживаем у «ящика», растет доза принимаемых нами излучений, и вот уже некоторые учителя жалуются: когда-то доказательство теоремы на уроке можно было втолковать ученику за 15 — 20 минут — теперь иногда и целого урока мало. Никак не удается оперировать абстрактными величинами!
Американские ученые тоже проводили расследование, и в числе главных подозреваемых опять же оказался телевизор. Правда, американцы задавались вопросом о том, почему их дети толстеют не по дням, а по часам.
До одного из объяснений мы и без ученых додумались бы: если тебе то и дело показывают, как стройный и счастливый человек лопает гамбургер, то и ты, возможно, подсядешь на фастфудную диету.
Но любопытна расшифровка этой зависимости. Американцы с помощью аппаратуры регистрировали у испытуемых альфа- и бета-ритмы в мозге. Бета-ритмы доминируют, когда глаза открыты; альфа-ритмы — когда закрыты (либо при открытых глазах, если человек медитирует, загипнотизирован или переходит от бодрствования ко сну). Так вот при просмотре телепрограмм (то бишь при открытых глазах, когда доминировать должен бета-ритм) регистрируется альфа-ритм (тот, который «включается» обычно в режиме отдыха). Критика в отношении поступающей информации падает, и человек легко проглатывает сказки о полезности какого хочешь йогурта и какого хочешь политика.
Помимо этого обнаружилось, что при телепросмотре на 16% снижается обмен веществ в головном мозге, — не потому, что человек на диване лежит, а потому, что он лежит, вперясь в экран. Зато повышается активность тех структур мозга, которые отвечают за эмоциональность и влечения.
...Чтобы День психического здоровья не превратился в День всенародного отказа от телевидения, врачи все же отметили: выбросить всю технику — это явный перебор. «Просто надо вырабатывать культуру потребления новых достижений техники». Хотя медики сами понимают, что не в одной культуре потребления дело: в Петербурге, не самом безопасном месте на земле, родители боятся выпускать детей гулять. Как следствие: дети сидят дома, а поскольку Карлсонов на всех не хватает — в качестве друга выбирается телик и компьютер.
Держите голову в порядке
...234-34-00 — по этой «горячей линии» в кризисный центр на Чапыгина, 13, может обратиться сам ребенок, родители, бабушка- дедушка или просто знакомые.
Телефон реабилитационного отделения-школы ЦВЛ на Свердловской набережной, 36, не даем: туда направляют по заключению медико-педагогической комиссии. Отделение работает с 1991 года, рассчитано на 100 человек — 11 — 15-летних, извините за выражение, «трудных», тех, у кого интеллект в полном порядке, но поведение такое, что школы приходится менять с незавидной регулярностью. Как говорит зав. отделением Валерий Ярлыков, сейчас эту школу закончили 193 человека — все они социально адаптированы, поступили в колледжи, техникумы, институты.
...От обилия на конференции тягостной информации настроение слушателей было, скорее, упадническим. Но слово дали Борису Фролову, доктору медицинских наук, профессору кафедры психиатрии СПб МАПО, и тот с уверенностью опытного оратора воззвал к собравшимся:
— Ну и что теперь? Накроемся белым покрывалом и поползем на кладбище?!
Кто виноват, спросил Фролов, в том, что за последние пять лет в России погибли (в том числе покончили с собой) 14.157 детей? «Кто виноват?» — в смысле «Кого обвинить?» Известно, кого: учителей, врачей, семью. Просто указать друг на друга пальцем.
— Но вы можете себе представить, что педагог, которому сообщили , что такой-то ребенок крайне неблагополучен и склонен к самоубийству, совершенно ничего не предпримет?! Да этого представить невозможно! Он будет следить за этим ребенком, хотя бы ради того, чтобы потом не отвечать. Проблема в том, что нет у педагога такой медицинской информации. За состоянием здоровья космонавта на орбите ведется посекундный контроль. Есть методики, сравнивающие кардиоритмограмму конкретного человека с базой данных, с эталонами. Такие методики применяются в военных ведомствах, на полярных станциях, но не в школе.
Еще бы: аппаратура стоит «несколько тысяч долларов». Борис Серафимович вел к тому, что деньги должны давать те, кто особенно часто говорит, что дети — это самое дорогое. Государство то есть. Вот, дескать, и дайте тогда деньги школам на аппаратуру, раз дети — самое дорогое.
Закончил свою «речь оптимистическую, но горьковатую» (по собственному определению) Борис Серафимович так: посоветовал врачам первым делом «поддерживать собственные головы в порядке». То есть, несмотря на массу тяжкой для психики информации, не терять духа. Потому что решать проблему лучше, будучи в здравом уме и в бодрости, чем в унынии.
И не поспоришь.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 190 (3737) от 11 октября 2006 года.
Комментарии