Хочешь мира — готовься к миру

В Южной Африке, в городе Дурбан провинции Квазулу Натал — на родине воинственных зулусов прошел XVI конгресс Международной социологической ассоциации (MCA). Конгресс организации, объединяющей около шести тысяч ученых со всего мира, проводится раз в четыре года. Возможно, «через раз», в 2014 году, он впервые пройдет в России, в Петербурге (во всяком случае заявка подана). Наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА встретилась с одним из российских представителей в MCA — петербургским социологом и философом Львом СЕМАШКО. Он уже был героем одной из наших публикаций (см. «Право голоса с пеленок?» в номере от 12.01.2006). На нынешнем конгрессе Лев Михайлович представлял свой проект, охарактеризованный автором как — ни много ни мало — «альтернатива современному состоянию вражды, недоверия, нетерпимости, которые до сих пор доминируют в мире». При этом проект, то есть «альтернатива» воинам, имеет вид... календаря.

Хочешь мира — готовься к миру | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Да, это глобальный по масштабу и международный по исполнению про­ект: 27 человек из 12 стран мира — уче­ные, общественные деятели, деятели культуры и искусства — развивают идею под названием «Календарь гар­моничной эры: Обращения к детям, молодежи и будущим поколениям». В этом календаре собраны предложен­ные представителями разных народов праздники, но исключительно те, кото­рые понятны всем. И не отвергаются никем. Календарь в дополнение к меж­дународным дням, установленным ООН, сейчас включает в себя 27 дат, предложенных авторами; постепенно будут вноситься и другие даты.

— Кто эти авторы?

— Наиболее яркая персона — 91- летний Джон Макконнел, католический священник, широко известный в Шта­тах — там он по моральному авторите­ту, наверное, как у нас Солженицын. Но если Солженицына в СССР пинали, то Макконнела принимали начиная с 1970 года все генсеки ООН, все президен­ты США. Это он еще в 1970 году пред­ложил всем миром праздновать 21 марта День Земли (существует два Дня Земли: 21 марта — День Земли, объ­явленный ООН; 22 апреля — День Зем­ли, принятый в США. — А. Д.).

Кстати, Джон предлагает объявить 4 октября 2007 года Днем надежды, а ве­ликим державам вместе запустить на орбиту спутник и назвать его «Звезда надежды» — это будет как раз 50-летие запуска первого советского спут­ника. И все люди Земли увидели бы эту светящуюся «звезду»... Свои даты предложили президент Международ­ного форума литературы и культуры мира (ИФЛАК) Ада Ахарони из Израи­ля, президент Всемирной эсперанто- ассоциации Ренато Корсетти из Ита­лии, почетный доктор Международной академии искусств Ги Креки из Фран­ции, японский профессор социологии Реймон Бачика и многие другие.

В принципе на нашем сайте www.peacefromharmony.spb.ru, кото­рый сейчас объединяет 165 ученых и деятелей культуры из 32 стран, любой человек может предложить свою дату, конечно, с обоснованием.

— И как звучат эти календарные даты-праздники?

— Так, что у любой нации это не вы­зовет возражений: День глобальной любви, День гармонии, День Земли, справедливости, приоритета детей, примирения... Конечная цель — сде­лать так, чтобы в году не осталось дней для войны, вражды и унижения. Первая версия календаря уже вышла отдельной книгой, почти на 400 страницах, на 12 языках: английском, эсперанто, русс­ком, испанском, французском, гречес­ком, немецком, португальском, япон­ском, китайском, арабском, иврите.

—     Таки видится: некий вождь решил не ид­ти войной на соседа, потому что сегодня, допустим, День гармонии...

— Если всерьез: на то, чтобы вождь действительно не пошел на кого-то войной, нужно работать годы, десяти­летия. Воевать просто: взял камень, пику, автомат и пошел крушить. Уби­вать, чтобы выжить — это от животных инстинктов; а человеческая культура — это другое. Нужно, чтобы животный инстинкт агрессии и насилия был вы­теснен культурой мира и ненасилия.

Но и нынешняя «культура мира» (по­нятие, кстати, официальное, Оонов­ское) — это культура «Хочешь мира — готовься к войне». То, что в Древнем Риме сформулировали, до сих пор жи­вет. Это «культура полумира», а не ми­ра. Точнее, это культура вечной войны, и каждый день — либо война, либо под­готовка к ней. И конца этому нет...

Конец может положить Календарь гармоничной эры, и начаться все мо­жет с Дня всемирной гармонии. Но нужны десятилетия формирования но­вых поколений детей и молодежи, вос­питанных с иммунитетом к вражде, на­силию и войне с ближними, с дальни­ми, с людьми другого цвета кожи, с другим богом, с другими порядками, культурами.

— Почему вы выбрали формат календаря?

— Идея возникла почти случайно. И я не ожидал, что так много людей, мо­их коллег, ее поддержат. Почему ка­лендарь? Да мы живем по календа­рям! Те, что у нас есть сейчас, — пре­имущественно «военные» календари, где мы отмечаем победы одних наро­дов над другими. Дата, праздничная для одних, — горькая для других. И по этим календарям изначально прихо­дится жить молодежи, которая не вое­вала. Но которую (практически каждое поколение), судя по всему, готовят к войнам как «пушечное мясо».

— 9 Мая я думаю больше о смерти, чем о жизни, но от этого не становлюсь более во­инственной...

— Мы не говорим, что наш календарь — истина в последней инстанции. На­ша миссия в том, чтобы положить на­чало. Конечно, у каждого народа могут быть свои национальные праздники — но есть и нечто, способное войти в об­щий Календарь глобального мира. Вот после конгресса уже африканские уче­ные думают, какие даты могли бы пред­ложить миру из своей культуры. Этот вопрос заставляет людей взглянуть по- новому на собственную культуру, поду­мать — что ценно только «для нас», а что «для всех».

—   У вашего проекта наверняка много оп­понентов. Что они говорят?

— Говорят, что это утопия. Либо — несвоевременно. Либо, как чеховский герой, что «этого не может быть, по­тому что не может быть никогда». Я на это отвечаю так: все, что есть в об­ществе сейчас, тоже когда-то считалось утопией, было несвоевременным и невозможным. И трактаты о вечном мире Эразма Роттердамского, Руссо, Канта, Льва Толстого, Ганди и других великих мыслителей были «несвое­временны», но они (и наш календарь) подготавливают культурную почву для окончательного перехода от животно­го состояния «войны всех против всех» (по Гоббсу) к состоянию подлинно че­ловеческому — гармоничному миру.

Этот переход, по моему мнению, до­лжен произойти в глобальном инфор­мационном обществе, ростки которо­го ощутимы уже сейчас. Но пока мы еще в индустриальном обществе и в значительной степени — звери. И внятных глобальных проектов, альтер­нативных вражде, подготовке к войне, нет. Я имею в виду культурные проек­ты для простых людей, а не для поли­тиков, которые говорят одно, думают другое, делают третье.

—    В идеале кем этот календарь должен быть принят?

— Общественностью. Это изначаль­но не должно быть актом какой-то офи­циальной организации, будь то прави­тельство или ООН, хотя стремиться к их поддержке надо. Но, чтобы дойти до общественности, проект должен пройти через международную систе­му премий мира, в том числе Нобелев­ской, — это и есть знаки обществен­ного признания.

Календарь прежде всего образова­тельный проект. Кстати, именно так он воспринимается педагогами, которые знакомятся с ним. Например, дирек­тор гимназии в Челябинске сообщила нам: «Педагогический коллектив и де­ти поддерживают создание календаря гармонии. Мы решили, что даты нуж­но закреплять делами. Спланировали на основе этого календаря создать му­зей мира и согласия. Готовы обсуж­дать и пропагандировать эту замеча­тельную идею».

У нас сейчас создается информаци­онное общество. С помощью Интерне­та человек получает доступ ко всей ин­формации мира и понимает, что он — универсальное существо и живет с миллиардами подобных универсаль­ных существ. Они разные, но облада­ют общим информационным полем, и нужна модель общего существования. Вместе с изменением общества меня­ется и мера человеческая.

Если для прежних обществ «мера всех вещей» — одномерный, узкий и ограниченный человек (такой предпо­читает решать сложные социальные вопросы самым простым способом — войной и силой), то теперь мерой до­лжна стать гармония. Других людей, другие расы, нации, культуры, рели­гии не выкинешь на Луну, не изолиру­ешься от них, они тесно переплетают­ся, создавая единую глобальную чело­веческую семью. А нормальная семья живет не войной, а согласием. Тут ни­чего не остается, как только с детства учиться приобретать навыки, привы­чки и культуру гармонии.

—     0 детях: мы уже обсуждали с вами воз­можность закона избирательного права для детей — когда чем больше в семье де­тей, тем больше избирательных голосов у их родителей. Так с чего начинать — с ка­лендаря или с закона?

— Здесь правильнее говорить не «или», а «и». И то, и другое, и третье, и тому подобное. И музей мира и согла­сия в Челябинске, и студия гармонич­ного развития дошкольников «Умница» в нашем городе (ее возглавляет бард Светлана Ветрова), и научное исследо­вание гармонии профессора Валерия Сагатовского, и мой курс лекций для школьников и студентов по культуре гармоничного мира, и многое, многое другое — всего не перечислишь.

—     А с чего начинать простому человеку, обыкновенному школьнику и студенту?

— Читать, слушать, понимать, допол­нять, развивать и применять эту ин­формацию. Наша альтернатива, наш календарь, первая презентация кото­рого прошла в Африке, теперь расхо­дится по школам, университетам, на­правлен лидерам ведущих стран, в том числе Путину, будет адресован в ООН, лидерам мировых церквей. И главное: календарь не просто календарь. Это наше обращение к детям, молодежи и будущим поколениям.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 191 (3738) от 12 октября 2006 года.


#культура мира #календарь гармонии #иммунитет к вражде

Комментарии