И Россия родина динозавров

«Динозавры России подобны змеям Ирландии. Знамениты только тем, что они отсутствуют», - досадовал в конце XIX века известный американский палеонтолог Чарльз Марш. Он изучил кости из московских и петербургских коллекций и констатировал, что динозавровых среди них не имеется. Российские палентологи досадовали симметрично: огромная страна - и ни одного хоть самого завалящего динозавра?

И Россия родина динозавров | Это фото 1998 года. Скучас (тогда студент) с водителем Сазоновым извлекают кость, еще не зная, что она принадлежит новому роду динозавров. ФОТО предоставлено СПбГУ

Не все то «дино», что «завр»

Очевидно, американец задел за живое: в 1914-м в Забайкалье были обнаружены первые остатки (ученые подчеркивают: не останки, а остатки) «российского динозавра». Маленькая кость. За минувшие сто лет кости находили в разных местах России, а теперь вот описан первый «российский» динозавр-завропод (или зауропод). Авторы открытия - профессор СПбГУ Александр Аверьянов и доцент Павел Скучас.

Павел сразу проводит ликбез. Мы ведь норовим считать динозаврами все, что заканчивается на «-завр». Хотя, к примеру, ни летающий ящер птерозавр, ни плавающие ихтиозавр с плезиозавром не динозавры, а только их родственники.

- Динозавры - очень четко очерченная группа организмов с рядом уникальных особенностей строения, - отмечает Павел Скучас.

Ближайшие их родственники в современной фауне - крокодилы, но ученый советует приглядеться к любой птице, поскольку в понимании современной науки птицы - это пережившие вымирание динозавры, причем хищные:

- Уже известен ряд переходных форм от хищных динозавров к птицам. Когда увидите ворону - посмотрите на нее по-другому: это правнук тираннозавра.

Если всю историю Земли считать за 24 часа, то динозавры появились не так и давно, в 22.45 (примерно 230 млн лет назад). Первые рыбы - и то раньше, в 21.20 (545 млн лет назад). Правда, современный человек появился 200 тыс. лет назад - в без двух минут полночь. Но если это задевает нашу гордость, можно вести наш отсчет и от появления млекопитающих, а они почти ровесники динозаврам.

Завроподы не оканчиваются, а начинаются на «завр». Они - динозавры, относятся к группе ящеротазовых, хотя само слово Sauropoda переводится чуть иначе - «ящероногие». Абсолютные вегетарианцы. Их можно увидеть в любом голливудском фильме про миллионы лет до нашей эры. Гигантские размеры, длинная шея, длинный хвост. Можно догадаться, что для ношения такой массы требовалась очень специфическая конструкция скелета. Тем более она требовалась вершине эволюции завроподов - титанозаврам, жившим в меловом периоде, начавшемся 145 млн лет назад и закончившемся 66 млн лет назад.

- Позвонки завроподов имеют сложнейшее строение, перепутать их ни с чем невозможно, - говорит Павел Скучас.

За это завроподам и спасибо, потому что найденный в 1998 году в Забайкалье фрагмент довольно легко был опознан как «завроподский». Но что дальше? Сказать «это завропод» - все равно что про нас с вами сказать «это люди». Мягко говоря, не исчерпывающе. Но на то чтобы доказать, что позвонок принадлежит новому роду и новому виду, понадобилось вот сколько лет.

- Еще 15 лет назад было очень мало находок и информации по титанозаврам, - поясняет Павел Скучас. - Сейчас информации достаточно, чтобы даже по отдельным костям понять, что это новый род.

Новый род и новый вид был «опознан» всего по трем хвостовым позвонкам. Они были найдены в разное время у Гусиного озера - это в Бурятии, недалеко от озера Байкал. И, кстати, находки ставят как минимум один существенный вопрос о происхождении титанозавров. Раньше их кости находили в основном в Южной Америке, а тут - «азиат»...

Его назвали тенгризавр. Tengrisaurus starkovi. «Тенгри» - новый род, назван в честь верховного божества монгольско-тюркской мифологии. Вид - в честь коллеги, палеонтолога Алексея Старкова из Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН, он очень плодотворно работает на сибирских местонахождениях.

- Все любят спрашивать про размеры, но завроподы были очень разных размеров, - говорит Павел Скучас.

Были 5-метровые, были 30-метровые. Наш тенгризавр, хотя и принадлежит к титанозаврам, судя по позвонкам, не титан. Всего лишь 10 - 12 метров от кончика хвоста до головы.

Гвоздь номера

Если на карте России пометить места, где были найдены окаменелости динозавров, флажков будет не так и мало. Но, как с некоторой завистью говорят палеонтологи, карта Северной Америки вся была бы утыкана флажками.

- Поиски костей динозавров - большая проблема именно в России: мало где древние породы выходят на поверхность, - сожалеет Павел Скучас.

Идеальный вариант для поисков - пустыня. Вроде монгольской Гоби с ее кладбищем динозавров. В России с ее лесами приходится искать по берегам рек, в карьерах, где можно увидеть древние отложения.

В речных отложениях (там, где была когда-то река и сохранился древний песок) найти целый скелет - без шансов: течение растаскивало животное по частям. Палеонтологам остается сгребать древние породы и на берегу промывать их через сито.

- Местные нас спрашивают: «Золото моете?» — «Динозавров ищем». И на нас смотрят как на идиотов, - рассказывает Павел Скучас.

Но в науке «отрытие» костей - еще не открытие. Открытие - это когда исследовал и статью опубликовал, как это сделали Александр Аверьянов и Павел Скучас.

Научная статья - венец всей работы. Пока ее нет, корректная информация о находке должна звучать прескучнейше: нашли кости, идут исследования. СМИ предпочитают быть некорректными, лишь бы не скучными - оттого в прессе и появляются сообщения, к примеру, о найденном в Западной Сибири «сибирозавре».

От нашего тенгризавра сибирозавр отличается тем, что «нету такого зверя». Найдены некие остатки, но в науке не зафиксирован никакой «сибирозавр». Между тем о нем уже написали не только российские СМИ, но и западные, а возраст и размер существа с каждой публикацией росли, как растет улов в рыбацких рассказах.

В нашем случае Tengrisaurus starkovi - полноценное открытие. И оно стало гвоздем первого номера научного журнала СПбГУ Biological Communication. На самом деле новый журнал - «капитально отремонтированный» старый: с 1950-х существовала т. н. биологическая серия «Вестника СПбГУ», но в последние годы она стремительно теряла позиции - сильные сотрудники Университета отдавали статьи в международные рейтинговые издания.

- Журнал был регионального значения и не представлял большой ценности для международного научного сообщества, - констатирует главный редактор Егор Малашичев, доцент СПбГУ.

Надо было сделать что-то, претендующее на международный уровень, и при этом найти нишу. Нашли: журнал с качественными иллюстрациями (в биологии это очень важно), не берущий денег ни с читателя, ни с автора (большинство мировых журналов живет либо с дорогой подписки, либо публикует авторов за деньги). И он англоязычный. Как поясняет Малашичев, дело не в том, что он настроен на аудиторию, понимающую по-английски. А в том, что в биологической науке, так уж выходит, самые продуктивные современные авторы (вне зависимости от страны) - те, кто запросто напишет свою статью на английском. Исключение сделают только для обзорных статей почтенной профессуры (написанных по-русски и переведенных на английский), но такие работы журнал заказывает сам. Перевес будет все же в пользу передовых исследований.

Финансирует обновление журнала Университет. Можно читать и на сайте https://biocomm.spbu.ru/index/. В будущем, возможно, оставят только электронную версию, как уже делают многие мировые научные издания.

#Россия #динозавры #археология