Эврика! Новости науки: 30 декабря 2025
ФОТО нейросеть Шедеврум
Космос на ладошке
Ученые ИТМО предложили создать модель галактики в лаборатории с помощью ионов.
Космос — система сложная, динамическая, нелинейная: мельчайшие изменения в начальных условиях — и результат непредсказуем. Вообще говоря, и погода — такая же система, поэтому не будем дуться на синоптиков. В обоих случаях прогнозировать можно только на короткий срок.
Для таких космических прогнозов ученые используют математические модели, в том числе так называемый потенциал Хенона-Хейлеса. Он позволяет рассчитать, при каких условиях движение звезды вокруг центра галактики станет из периодического хаотическим, и понять почему. Но методы матмоделирования в физике дают лишь приблизительный ответ.
Исследователи международного научно-образовательного центра физики наноструктур ИТМО выяснили: потенциал Хенона-Хейлеса можно приспособить и к лабораторному эксперименту, исследуя движение атомарных ионов в специально разработанных ловушках. Атомарные ионы будут звездами — осталось спроектировать новый тип ловушки для частиц. В ее основе будут две стеклянные подложки с нанесенными электродами из оксида индия-олова. Такая конструкция позволит создать желаемое распределение электрического поля, чтобы наблюдать и анализировать движение ионов с помощью оптических методов.
Не воду в ступе толочь
Хрестоматийный фанат желудей — хрюшка, но на самом деле и среди людей любителей немало: из желудей, например, подобие кофе делают. Им передают горячий привет кроманьонцы, жившие 14 тысяч лет назад.
Охотники-собиратели эпохи палеолита потребляли немало растительной пищи — конечно, если жили там, где она под рукой. Но попробуйте найти ее остатки: в отличие от костей животных растительное плохо сохраняется. Хотя иногда и посчастливится найти какие‑нибудь микроостатки на каменных орудиях или в зубном камне древних людей.
Альфонсо Альдай из Университета Страны басков (Испания) с коллегами изучил находку из памятника Мартинарри. Это на севере Пиренейского полуострова. Еще в 2007 году археологи нашли там под скальным навесом посреди дубового леса стоянку: древние люди заявились в эти края 14 тысяч лет назад.
Исследователи раскопали большой каменный предмет из песчаника: размер примерно 34 × 32 × 15,5 см, масса — чуть больше 15 кг. Сначала, видимо, его использовали как зернотерку, а потом переквалифицировали в ступу — на это указывают следы на поверхности предмета. Убедительности добавил раскопанный рядом еще один каменный артефакт, похожий на пестик для ступки.
Палеоботаники проанализировали микроскопические органические остатки внутри орудия и определили: это следы желудей. То есть жители их собирали, растирали и употребляли.
Галя, выгляни в окошко
Дикие галки — птицы моногамные. Что парни, что девчата. Но при этом живут в колониях и сбиваются в большие стаи. И как они друг друга распознают?
Многие социальные животные отличают знакомых от незнакомцев, а некоторые узнают даже отдельных особей. Кто «в лицо», кто по голосу. Ученые из Эксетерского университета (Великобритания) во главе с Викторией Ли изучали, узнают ли дикие галки (Corvus monedula) своих партнеров.
Накануне сезона размножения записали позывки отдельных самцов, а в сезон размножения воспроизводили эти позывки самкам, насиживающим кладку. Каждая самка слушала сигналы и «своего парня», и другого знакомого самца, и вовсе незнакомца.
Оказалось, самки быстро поворачивались в сторону входа в гнездо, когда слышали сигнал партнера. На позывки незнакомца реагировали медленнее. Интересно, что на сигналы соседа реагировали еще дольше. В 25 – 30 % случаев самки вообще игнорировали сигнал, если их издавал незнакомец или сосед. Папу своих будущих детей, правда, тоже могли «игнорить», но лишь в 12 % случаев. Может, в тот момент были просто в ссоре?
Мал, да удал
Возможно, европейцы эпохи неолита вывели себе собак с уменьшенным головным мозгом.
Звучит неловко, но один из признаков одомашнивания — уменьшение объема мозга. У собак, например, он в среднем уменьшился на 20 – 30 % по сравнению с тем, которым могут похвастать волки. Считается, что одомашненным животным просто не нужен большой энергозатратный орган: им ведь не приходится решать те задачи, что их сородичам в дикой природе, — где еду и партнера найти, как уберегаться от постоянной опасности и так далее.
Это не значит, что питомцы тупее. Скажем, у собаки мозг «трансформировался» под решение других задач — угадайте, в чьих интересах.
Так вот. Тома Куччи из Национального музея естественной истории в Париже и его коллеги из других стран проанализировали эндокраны (слепки внутренней части черепной коробки) древних и современных волков и собак.
Оказалось, что у собак, чьи останки возрастом 5 тысяч лет были найдены во Франции на археологическом памятнике позднего неолита Шален, объем головного мозга был на 47 % меньше, чем у волков — и тогдашних, и современных. Примерно как у мопсов или кокер-спаниелей. А то и вообще как у чихуахуа.
Ученые предполагают, что уже в те времена человек занимался отбором собак в пользу увеличения одних (например, для охраны овец от волков) и уменьшения других (бог знает зачем — практическая ценность их в те времена не вполне понятна).
Справедливости ради учтем: выборка невелика, всего удалось реконструировать восемь черепов из древнего памятника.
Изумительное последствие ковида
И последствие не столько ковида, сколько ковидных ограничений. Которые сказались на… длине клюва лос-анджелесских юнко.
Пандемийные ограничения в 2020 – 2021 годах во многих странах значительно снизили человеческую активность, это сказалось и на поведении диких животных. Как говорится, природа так восстановилась, что в Поповке вновь появились динозавры.
Ну тут мы преувеличили, но, к примеру, в Сан-Франциско самцы белоголовых зонотрихий стали в локдаун петь тише, потому что уже не надо было стараться переорать городской шум. А лондонские сапсаны в карантин перешли на добычу в виде скворцов и ожереловых попугаев (да, в столице Великобритании есть попугаи), потому что их обычный обед, сизые голуби, из‑за нехватки съестного передислоцировались в пригороды.
Орнитологи из Бард-колледжа и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе наблюдали за темноглазыми юнко — это распространенные в Северной Америке пернатые из семейства американских овсянок. Те, что живут в Лос-Анджелесе, за последние десятилетия обзавелись более короткими и толстыми клювами — вероятно, так удобнее кормиться съедобными отходами с людского «стола». Но, когда в Лос-Анджелесе народ осел по домам и большинство общепитов закрылось, новые поколения городских темноглазых юнко вылуплялись с клювами более длинными и тонкими — как у не городских юнко.
Видимо, в период локдауна с его дефицитом съедобных отходов было легче выживать птицам с клювами, какими удобнее собирать семена растений. Они и оставляли больше потомства. Причем это не были просто мигрировавшие дикие юнко — нет, городские: они и людей не боялись. Когда жизнь вернулась на круги своя, городские юнко вновь встрепенулись и опять красуются своими «городскими» укороченными утолщенными клювами.
По информации «N+1», РНФ, ТАСС
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (8065) от 26.12.2025.




Комментарии