Эврика! Новости науки: 3 октября 2025
ФОТО нейросеть Шедеврум
«Полярные» звезды
Двойную звездную систему с рекордно коротким периодом обращения открыли российские астрофизики вместе с иностранными коллегами.
Нам, жителям Солнечной системы, кажутся экзотичными миры с двумя солнцами. А на самом деле таких, с двойными, больше, чем с одинарными, как наш. Двойные — это не просто два солнца рядом: они связаны гравитацией и движутся вокруг общего центра масс.
Международная группа ученых под руководством Ильхама Галиуллина из Казанского федерального университета обнаружила редкую компактную двойную звездную систему. Назвали Gaia19bxc. Во-первых, у нее чрезвычайно короткий орбитальный период — около 64 минут, она очень быстро вращается. Во-вторых, у белого карлика (одной из звезд этой двойной системы) — сильное магнитное поле. То есть система — так называемый поляр, где одна из звезд «тянет» вещество с другой звезды-донора. В-третьих, у звезды-донора в составе много водорода — но в большинстве поляров звезды-доноры состоят из более тяжелых элементов.
Российский ученый полагает, что система может быть первым наблюдаемым подтверждением ранее предсказанного: что да, существуют поляры с низкой металличностью.
Мегарапторы не сдаются
В Аргентине обнаружили останки ранее неизвестного хищного динозавра.
Аргентинские и американские палеонтологи под руководством научного сотрудника Патагонского института геологии и палеонтологии Лусио Ибирику вели раскопки на территории южной аргентинской провинции Чубут. Там залегают породы, сформировавшиеся в конце меловой эры, 66 – 70 млн лет назад, то есть в конце эры динозавров. И обнаружили частичный скелет хищного динозавра, причем он упокоился вместе со своей последней жертвой, тоже хищником — древним крокодилом.
Ящер (его назвали Joaquinraptor casali) весил как минимум тонну, в длину достигал 7 м, а высотой был около 3 м. У него были необычайно мощные передние лапы с длиннющими когтями.
Интересно, что находка — пока самый поздний из мегарапторов. Это мало изученная категория хищных динозавров, которые в меловой период обитали на территориях будущей Южной Америки, Австралии и Азии. Они очень отличаются своей анатомией от более распространенных двуногих хищников-целурозавров (предки птиц — в их числе). Получается, эти хищные рептилии дожили до самого конца мезозойской эры. И, судя по всему, им хватало талантов, чтобы преуспевать в ту эпоху на юге Южной Америки. В северных регионах, например, тогда вовсю господствовали хищные динозавры из группы тероподов.
Одомашненная кухня
На Сицилии одомашненные лошади появились раньше, чем считалось. На них не только ездили.
Все современные домашние лошади — потомки животных, которых не раньше 2700 года до н. э. одомашнили в Понтийско-Каспийской степи. А после 2200 – 2000 годов до н. э. эти одомашненные лошадки быстро распространились за пределами степной зоны. Распространиться на Сицилию (которая, как известно, остров) им было не так уж просто, и самые ранние убедительные свидетельства их наличия на острове относились к раннему железному веку. Около 1050 – 950 годов до н. э.
Есть на Сицилии холм Полиццелло, на котором много всякого древнего находили, в том числе мегалитическую гробницу 2300 – 1550 годов до н. э. и каменную глыбу с выдолбленной нишей. И вот во время раскопок нашли там в числе прочего множество керамических черепков. Провели протеомный и липидный анализ (чтобы выяснить, что в этих емкостях находилось) и примерно в половине черепков выявили лошадиные сывороточные альбумины. То есть в посуде хранили или готовили конину или лошадиную кровь. Это первое достоверное свидетельство того, что на Сицилии еще в раннем бронзовом веке лошадкам нашли такое вот применение.
Бесполезно, но красиво
Переливающаяся окраска оказалась распространена у млекопитающих более, чем ожидалось.
Вообще живая природа любит переливаться: птицы, бабочки, раковины моллюсков. Этот оптический эффект называется «иризация», или «иридесценция»: свет взаимодействует с упорядоченными наноструктурами, разные слои которых имеют контрастные показатели преломления. Но у млекопитающих с этой красотой как‑то не задалось. Считалось, что переливаться умеют только африканские златокроты, насекомоядные млекопитающие из семейства кротовых. Не то чтобы у них шерсть из разряда «все краски праздника» — так, с красивым металлическим переливающимся отблеском. Но мы с вами и таким похвастать не можем.
А вот кое‑кто из млекопитающих, как выяснилось, все же может. Уже были научные литературные данные, что иризация характерна не только для златокротов. Команда зоологов под руководством Джессики Добсон из Гентского университета решила это проверить. Проанализировала образцы разных видов млекопитающих — за представителями фауны не гонялась, просто взяли образцы шерсти из Королевского музея Центральной Африки в Брюсселе. А именно: от пяти видов грызунов (упомянутых в литературных источниках как «переливающиеся»); от пяти, которые принадлежали к родам, представители которых вроде как переливаются; от выдровой землеройки; от трех видов златокротов.
Образцы рассматривали с помощью всякого оборудования. Вердикт: переливаются представители 25 родов млекопитающих из трех отрядов. Знаете, для чего им такая красота? А ни для чего, судя по всему. Просто побочный эффект структуры волосков. А структура волосков сложилась чисто функционально: чтобы животному было удобнее плавать, норы рыть.
Дышите — не дышите
Прогнозы углеродных выбросов тропических лесов оказались занижены. Потому что почва «задышит» интенсивнее.
Почвенное дыхание — на самом деле углекислый газ, выделяемый организмами, живущими в этих почвах. Если условия теплые и влажные, как в тропиках, почвенных обитателей много, они разнообразные, метаболизм быстрый. Для этих широт прогнозируют рост температуры воздуха вплоть до шести градусов Цельсия, и ученые под руководством Таны Вуд (Международный институт тропического лесоведения Американской лесной службы) решили проверить, чем это потепление чревато. Причем проверяли не в лабораторных экспериментах, а в тропическом лесу на северо-востоке Пуэрто-Рико.
С помощью инфракрасных нагревателей повысили на четыре градуса температуру почвы на глубине 10 см на трех шестиугольных участках площадью по 12 кв. метров. Три участка, контрольных, не нагревали. Почвенное дыхание оценивали, измеряя потоки углекислого газа в течение года.
В ответ на потепление почвенное дыхание усилилось на 42 – 204 %: слабее — посреди пологого склона, сильнее — на его вершине. Выбросы углекислого газа у подножия выросли на 6,2, на середине склона — на 9,7, а на вершине — на 81,7 тонны CO2‑эквивалента с гектара в год.
Расчеты проводились и раньше, но судили по умеренным широтам: там нагрев почв увеличивал их дыхание максимум на 31 %. Полевой эксперимент в тропиках показал: при будущем потеплении климата выбросы из тропических лесов могут оказаться в 2 – 7 раз выше, чем считалось.
Казалось бы, так ведь и растения в ответ на потепление и рост концентрации углекислого газа в атмосфере начнут расти еще более буйно. И поглотят часть излишков CO2. Но рассчитывать на это не приходится: рост растений будет ограничен дефицитом азота (его запасы в почвах переоценены). Да и потепление может снизить эффективность фотосинтеза: так уже произошло в лесах Индии, притом что площадь листьев в тамошних лесах увеличилась.
По материалам «N+1» и ТАСС
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (8006) от 03.10.2025.




Комментарии