Эврика! Новости науки: 19 декабря 2025
ФОТО нейросеть Шедеврум
Не Большое, а Великое
Российский историк предложил называть великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо по‑другому. Потому что на самом деле мы зовем его не вполне правильно.
Олег — Вещий, Владимир — Святой, и у Андрея Боголюбского «Боголюбский», понятно, не фамилия, а тоже прозвище. Но вот что интересно: иногда прозвища упоминаются в источниках, современных этим древнерусским и средневековым князьям, но чаще — в более поздних. К примеру, Ярослав стал Мудрым в работах историков XIX века. Так что не всегда мы можем быть уверены, что прозвище князю дали при жизни.
Сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич (1154 – 1212), или Всеволод III, долго правил во Владимиро-Суздальской земле. Все мы со школы привыкли, что он «Большое Гнездо»: восемь сыновей, четыре дочки.
Антон Горский из Института российской истории РАН выяснил, что в дошедших до нас самых ранних источниках с упоминанием прозвища (1440‑х годов) оно фигурировало в форме «Великое Гнездо». Но Николай Карамзин упоминает уже прозвище Большое Гнездо (так со старого языка перевели на тогдашний современный), объясняя в том числе многодетностью князя.
Но со словом «Великое» прозвище вряд ли указывало на многодетность, предполагает Горский: у отца князя, Юрия Долгорукого, детей было больше — 14. Возможно, прозвище указывает на то, что многие потомки Всеволода Юрьевича, «вылетев из гнезда», дали начало разным княжеским ветвям Северо-Восточной Руси, и даже спустя поколения их представители не потеряли власть.
Скоро дело делается
Ученые нашли потенциальную спиральную галактику, в которой как‑то очень быстро образуются звезды.
Спиральные — распространенный тип галактик в нашей области Вселенной: наш Млечный Путь тоже к таким относится. Но до сих пор не вполне ясно, когда и как в юной Вселенной такие возникли впервые. Телескопы ALMA и «Джеймс Уэбб» выявили слишком зрелые спиральные галактики в первые миллиарды лет жизни Вселенной, и это плохо согласуется с текущими моделями галактической эволюции.
Исследователи из Института фундаментальных исследований Тата предполагают, что обнаружили крупную и массивную спиральную галактику в молодой Вселенной. Назвали галактику Алакнанда, в честь реки в Гималаях.
Анализ показывает, что Алакнанда существовала уже спустя 1,5 млрд лет после Большого взрыва, то есть она одна из самых далеких известных спиральных галактик (это, правда, надо еще подтвердить другими данными). У нее большая звездная масса (1010,17 массы Солнца) и впечатляющая скорость звездообразования (62,75 массы Солнца в год).
У галактики два спиральных рукава, в которых наблюдаются цепочки областей звездообразования, и началось оно, как показывает моделирование, спустя 914 млн лет после Большого взрыва, причем за 199 млн лет возникла почти половина всех звезд.
Это еще один вопрос в копилку: какие механизмы позволяют галактикам за короткое время так вырасти и образовать спираль.
Нет, это не некрополь
Одни археологи откапывают клады с несметными сокровищами, а другие… остатки старинного эшафота.
Ученые из французского Национального института охранных археологических исследований вели раскопки в окрестностях Гренобля и вот сейчас отчитались.
Обнаружили часть старинного квадратного сооружения из кирпича — и, видимо, это был эшафот, на котором в XVI веке проводили публичные казни. В пользу этого предположения говорит жирный намек в виде найденных рядом десяти могильных ям с останками как минимум 32 человек, в основном мужчин.
Первоначально, правда, исследователи предполагали, что сооружение может быть частью лепрозория либо некрополя — католического или военного. Но затем им был дан второй жирный намек: исторические источники указали, что в районе раскопок еще в 1540‑х годах располагалась виселица, и работала она исправно до начала XVII века. Удалось даже выяснить имена двух человек, испытавших на себе ее работу, и один из них — Шарль Дюпюи Монбрен, гугенотский военный предводитель из области Дофине, которого казнили в 1575 году.
Пригодится охладиться
Все помним, какая убийственная жара бывает даже в нашем северном городе. Зелень и водоемы могут существенно нам помочь, утверждают ученые.
По прогнозам, к концу века города нагреются уже на четыре градуса сильнее относительно остальной поверхности планеты. Из-за застройки и множества темных поверхностей появляется эффект «городского острова тепла».
Смягчать эти последствия можно, развивая в городах так называемые зеленую и голубую инфраструктуры: высаживая растения (от отдельных деревьев до лесопарков) и используя водоемы (к примеру, следя за благополучием городских речек, создавая фонтаны).
Ученые под руководством Вэя Хайлу из Юго-Восточного университета в Нанкине проанализировали вышедшие с 2013-го по 2025 год 373 исследования о применении природоподобных решений в городах и проследили, что получилось.
Оказалось, глобальное среднее снижение температуры в жаркий период составило 2 градуса. А снижение энергопотребления на кондиционирование зданий — на 1,32 %. Это в среднем, а в некоторых случаях эффект был существенно больше. Причем для снижения температуры оказались одинаково эффективны зелень и водоемы, а вот для экономии электроэнергии — зелень.
Впрочем, наблюдался и негативный эффект. Например, газоны и лужайки без деревьев могут дополнительно нагреваться днем на 0,1 – 0,3 градуса относительно окружающего пространства: выгоревшая трава поглощает больше тепла, а испарительное охлаждение ограничено.
Вам грустного или веселого?
Психологическое благополучие людей можно изучать и по тому, какие песни они слушают. И вот что: за последние 50 лет стали слушать больше грустных и незамысловатых песен.
Есть такая теория управления настроением: будто люди выбирают медиаконтент, который либо соответствует их нынешнему настроению, либо помогает его регулировать, изменять.
Маурисио Мартинс и его коллеги из Венского университета решили это дело изучить. Интересно, что изучали предпочтения не венских слушателей, а американских, и песни учитывались англоязычные. Впрочем, понятно: в США есть еженедельный чарт синглов Billboard Hot 100 — легко отслеживать.
Так вот исследователи изучили более 20 тыс. текстов песен, звучавших в период с 1973-го по 2023 год. Отлавливали слова вроде «плач», «больно», «одиноко» и тому подобные, учитывали общее настроение текста и его сложность.
Оказалось, что с 1970‑х люди отдавали предпочтение все более простым и «непозитивным» песням. Но вот интересные особенности: после теракта 11 сентября люди, вопреки ожиданиям, выбирали больше позитивных песен. А еще ярче этот феномен выразился во времена ковида. Еще интересно, что после первого избрания Трампа народ погнал слушать несколько более сложную лирику.
Но вот у нас вопрос: а музыку что, совсем не учитывали? Минор, мажор…
По информации «N+1»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (8060) от 19.12.2025.




Комментарии