Звезда Юга. Лев Миронов послужил прототипом для героя повести «Ранчо «Каменный столб»
В произведениях Александра Грина много юношеских образов, и это не только хрестоматийные Ассоль и Грей. Имя Роберта Найта, как и название повести «Ранчо «Каменный столб», мало что говорит широкому читателю. Между тем герой с иностранным именем взят из жизни: прототипом для него отчасти послужил Лев Миронов, племянник жены писателя Нины Николаевны Грин, которой были посвящены «Алые паруса».

Лев Миронов — студент Ленинградского института инженеров водного транспорта. Фото конца 1930‑х гг. / Репродукция. Фото автора
Семья Мироновых жила в Казани. С 1926 года Константин, брат Нины Николаевны, привозил своего сына Льва на летние каникулы к Гринам в Крым. Погостив дня три, он оставлял сына и уезжал обратно.

Лев, не избалованный родительским вниманием, быстро привязался к дяде. Писатель брал мальчика с собой в горы, рассказывал массу занятных историй. «Они были неразлучными друзьями — малый и большой. Александр Степанович баловал Леву как мог», — вспоминала Нина Николаевна, видевшая в привязанности мужа к ее племяннику «нерастраченные отцовские чувства».
Грин даже задумал усыновить мальчика. Нина Николаевна вспоминала слова Грина: «Мать у него легкомысленная, Костя с утра до ночи поглощен работой, ему не до мальчика. А нам в доме славно будет от такого хорошего карапузика». Но Константина Николаевича уговорить не удалось. «У Левы есть родители», — отрезал он и забрал сына домой. Впрочем, и после этого продолжал привозить его на лето в Крым.
В 1929 году Грин начал писать повесть «Южная звезда». Один из героев повести, юный Роберт Найт, называл себя Звездой Юга. Писатель признавался Нине Николаевне, что сделал Роберта похожим на Леву: «Одиннадцатилетний Роберт Найт наивен и отважен. Он мечтает о подвиге и совершает его. Как Лева, Роберт нетерпелив и вспыльчив; у него та же привычка внезапно бросаться на землю, если что‑то не по нем»…
При жизни писателя повесть не была опубликована. Уже под другим названием, «Ранчо «Каменный столб», она была напечатана в 1961 году в сборнике фантастической и приключенческой литературы «Янтарная комната».
Что же касается Льва Миронова, то он окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта, поступил на работу в Балтийское государственное морское пароходство и обзавелся семьей. В Казани у него остались жена Элеонора и дочка Таня, родившаяся перед войной.
По мобилизации Льва Миронова, которому было 23 года, в армию не взяли, по всей видимости, из‑за плохого зрения. 18 сентября 1941 года Лева отправил из Ленинградского торгового порта письмо своей жене в Казань, в котором сетовал: «…У нас скверно с пайком — хлеб 200 грамм в день чернью. Работаю по‑прежнему в БГМП, но, по всей вероятности, нас ликвидируют — нет работы…».
В январе 1942 года Лев сообщал в письме отцу, что ему, скорее всего, удастся эвакуироваться, затем в телеграмме просил перевести денег на дорогу. В апреле эти деньги вернулись Константину Николаевичу…
Только спустя семь лет ему удалось узнать о судьбе сына, о чем он сообщил сестре, Нине Николаевне Грин: «Я был в Ленинграде, разыскал с большим трудом следы Левушки. Он — умер, умер глупо, возмутительно глупо. Он с рядом своих товарищей выбрался уже из Ленинграда, сели в товарный вагон и здесь — сел около печурки и заснул навсегда. Очевидно, переволновался, и не выдержало сердце. Так тело его и оставили на ст. Борисова Грива Финл<яндской> ж. д. Теперь его не вернешь!».
Личное дело Льва Миронова погибло. «Архивы с личными делами эвакуированных студентов были вывезены из Ленинграда по Ладоге. Одна из барж попала под обстрел и утонула», — сообщили в ответ на мой запрос в архиве.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7376) от 17.03.2023 под заголовком «Звезда Юга по имени Лев».
Материалы рубрики
Певец-поэт. Тартаков одним из первых стал записывать свои выступления на грампластинки
Романовых заменили Рылеевым. Предыстория купчинских территорий
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии