2Vtzqv4Hz9U

Звери и маскароны. История здания на Съезжинской улице, 22

Это единственное здание в нашем городе, сооруженное архитектором Александром Борисовичем Регельсоном. Во всяком случае так утверждает авторитетный справочник «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века».

Звери и маскароны. История здания на Съезжинской улице, 22  | Братья Сидоровы были владельцами этого доходного дома до самой революции. В 1917 году он, естественно, был национализирован./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Братья Сидоровы были владельцами этого доходного дома до самой революции. В 1917 году он, естественно, был национализирован./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выпускник Академии художеств, ученик Федора Ивановича Лидваля, звание художника-архитектора Регельсон получил в 1910 году за проект здания Государственной думы. Дом на Съезжинской он возвел в 1913‑м. Трудно сказать, сколько бы еще он мог построить в нашем городе, если бы не ушел из жизни в 1920 году…

Территория, соответствующая современному участку, на котором стоит дом № 22, пустовала до начала XIX века. Затем почти целое столетие она принадлежала ремесленнику Степану Алексеевичу Симакову и была занята деревянными жилыми флигелями, служебными и хозяйственными постройками. В начале 1910‑х годов Симаков продал участок братьям Сидоровым, которые затеяли здесь возведение доходного дома.

Здание на Съезжинской, ныне включенное в реестр объектов культурного наследия, архитектору Регельсону явно удалось: оформленное в духе Ренессанса, оно привлекло внимание архитекторского сообщества. В 1915 году его фотография была помещена в ежегоднике императорского Общества архитекторов-художников.

Нижний ярус дома прорезан аркадой, верхние этажи — прямо­угольными, почти квадратными окнами. На фоне гладкой фасадной плос­кости выделяется лепной портал входа и скульптурное обрамление центральных окон. По сторонам двери — бриллиантовый руст, над дверью — барельеф с изображением маскарона и загадочных зверей. Центральные окна обрамлены витыми колоннами со свисающими с них гирляндами, а межоконное пространство украшено барельефом с изображением лошадей.

До революции одним из жильцов дома был конструктор и изобретатель Дмитрий Григорович — соз­датель гидросамолета, поступившего на вооружение российского императорского флота в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня. В апреле 1915 года М-5 совершил первый боевой вылет, серийное производство продолжалось до 1923 года.

В более поздние времена в доме жил ученый Мефодий Тихий, ихтиолог, специалист в области рыбного хозяйства и биологии рыб, автор многочисленных исследований, внесших важный вклад в развитие национального рыбного хозяйства. В 1930 – 1940‑х годах здесь же квартировал график и гравер, книжный художник Эдуард Будогоский — один из немногих советских иллюстраторов, использовавших технику гравюры на дереве. Во время блокады он находился в Ленинграде, ближе к концу войны был призван на фронт, участвовал в освобождении от нацистов Австрии и Чехословакии. Увы, большая часть его гравюрных досок и бумажных работ погибла во время блокады…

И еще один примечательный факт, связанный с этим домом: писатель Эдуард Кочергин «поселил» в этом доме героиню своего произведения «Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека» Екатерину Душистую.


Газетный зал

«Кредиторы объявленного несостоятельным должником содержателя Демидов сада Егарева коллективно заявили суду просьбу об оставлении г. Егарева на свободе. Независимо от того, кредиторы, соглашаясь на получение 30 копеек за рубль с рассрочкой на пять лет, полагают, что дело в конце концов будет окончено мировою сделкою, причем все права де юре по содержанию сада будут переданы содержателю буфетов в Мариинском театре г. Михайлову, великодушно предложившему внести за должника деньги. Вся сумма долгов несостоятельного достигает 217 тысяч рублей».

«Петербургский листок», 8 сентября 1883 г.

«Мало заботятся об удобствах населения на Охте… Вы можете обойти почти весь район, и нигде не найдете мастерской, где бы можно было починить обувь или платье, исправить радиоприемник, привести в порядок примус или керосинку. На всю Охту имеется лишь один маленький кинотеатр «Рабочий», зрительный зал которого не способен ­вместить и десятой доли желающих попасть на сеанс. Между тем на том же Большеохтинском проспекте находится прекрасное помещение бывшего кинотеатра «Пламя», которое почему‑то занято под общежитие… Не в лучшем состоянии и весь проспект. Груды мусора, захламленные пустыри, густо заросшие сорными травами, изуродованные панели… А рядом — обшарпанные здания с облупленными стенами… Даже не верится, что на другом берегу Невы, за Охтенским мостом, ремонтируют, восстанавливают, строят…»

«Ленинградская правда», 14 сентября 1946 г.


#здание #история #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7497) от 08.09.2023 под заголовком «Звери и маскароны».


Комментарии