Знаменитая Ленинградка. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича
Восемьдесят лет назад, 9 августа 1942 года, в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена симфония Дмитрия Шостаковича № 7 «Ленинградская» до мажор в 4 частях. Созданная в Ленинграде, симфония стала самым значительным музыкальным произведением 1941 года. Исполнение ее в блокадном городе явилось демонстрацией веры в победу советского народа в самый тяжелый период Великой Отечественной войны.
ФОТО Коллаж / Public Domain / Unsplash
Первые три части симфонии были завершены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. 1 октября композитор вместе с семьей был вывезен через Москву в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. Премьера прошла 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета, в этом городе на Волге в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Исполнение симфонии транслировалась радиостанциями на территории как Советского Союза, так и за границу, а открывало трансляцию выступление Шостаковича.
Второе исполнение прошло 29 марта под управлением дирижера Самуила Самосуда — тогда симфония была впервые исполнена в Москве. Чуть позже произведение исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске.
Зарубежная премьера Седьмой симфонии датируется 22 июня 1942 года - в Лондоне ее исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. Американская премьера состоялась 19 июля 1942 года в Нью-Йорке — произведение исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини. Развернувшийся в США спор за право быть первым исполнителем решил сам Шостакович — он отдал предпочтение человеку, который покинул родную Италию из-за нежелания сотрудничать с фашистским режимом.
Но самым значительным, вошедшим в историю, стало исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. В Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. Музыку транслировали по уличным громкоговорителям и по радиоканалу.
Подготовка к премьере в Ленинграде была непростой. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были начаты в декабре, но вскоре свернуты. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших от голода исполнителей. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
Жители осажденного города были потрясены и обнадежены. Как вспоминал потом знаменитый скрипач Давид Ойстрах, в разгар войны «Ленинградская» прогремела пророческим торжеством победы над фашизмом. Седьмая симфония осталась в истории одним из главных произведений композитора Дмитрия Шостаковича. Имя «Ленинградская» произведение получило с легкой руки Анны Ахматовой. По ее строчке в «Поэме без героя»:
«Притворившись нотной тетрадкой
знаменитая Ленинградка
возвращалась в родной эфир…»
По воспоминаниям дирижера Карла Элиасберга, премьера прошла «при совершенно переполненном зале», транслировалась по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что жители города не сломлены, что город жив и в нем проходят концерты. Симфония стала символом борьбы за жизнь в осажденном городе и непобедимости ленинградцев.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии