Жизнь под радио
Заметка Владимира Байкова («Говорит Ленинград...» от 13 марта), посвященная послевоенным передачам радио, пробудила во мне теплые детские воспоминания. Ленинградское радио вросло в сознание своих слушателей и стало незаменимым фоном – таким же, как сейчас плеер в ушах молодежи или работающий телевизор в комнате...
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Говорит Ленинград» – для меня это были магические слова. Ими начинался трудовой день ленинградцев. В шесть часов утра после Гимна Советского союза и последних известий по стране звучал голос диктора: «Говорит Ленинград. Начинаем утреннюю зарядку». Для многих эти слова заменяли будильник.
С трудом отрывая голову от подушки, я вставала и, слушая приятный голос диктора и бодрые звуки маршей, исполняемых аккомпаниатором на фортепиано, пыталась прогнать сон. Ставила на керосинку чайник. А после указания диктора: «Теперь переходим к водным процедурам», – шла умываться. В половине восьмого утра звучали пионерские горны и начиналась «Пионерская зорька»...
Кстати, в одиннадцать часов утра всем вновь предлагалось заняться физкультурой. Звучали слова: «Начинаем производственную гимнастику...». И все дружно, с удовольствием, под те же звуки, что и утром, поднимали руки вверх и наклонялись в стороны.
Великолепные передачи были адресованы детям: в десять часов утра читала сказки Мария Петрова. Помню эпизод из своего дошкольного детства. После войны в Ленинграде еще действовал запрет на пользование радиоприемником без регистрации (или страх этого запрета). Так вот, мы, дети, слушали эти сказки, сидя под столом, где стоял замаскированный длинной скатертью, спускающейся до пола, такой нелегальный радиоприемник. Подобная «романтическая» обстановка еще больше усиливала восприятие.
Из детских передач вспоминается передача «Клуб знаменитых капитанов» с завораживающей песней, где были слова: «...в шорохе мышином, в скрипе половиц, медленно и чинно сходим со страниц».
В воскресенье в девять часов утра звучала развлекательная передача Всесоюзного радио «С добрым утром», которая начиналась задушевной песней: «с добрым утром, с добрым утром, и с хорошим днем...» в исполнении Марка Бернеса.
Были и концерты по заявкам моряков и полярников, которые находились в дальнем плавании. Они начинались куплетом из песни «Белокрылые чайки» – «Колышется даль голубая, не видно нигде берегов...». Ее исполнял молодой певец Леонид Кострица. Концерт начинался в семь-восемь часов вечера, и все соседи собирались у нас в квартире в одной комнате, где висел громкоговоритель – знаменитая черная тарелка.
А любимая тогда всеми музыкальная передача «Встреча с песней», которую вел Виктор Татарский, звучит до сих пор, собирая слушателей и сейчас.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (5468) от 29.05.2015.




Комментарии