Живые картины в Зимнем дворце

Дворцовые празднества, рауты, балы, маскарады служили неотъемлемой частью придворной жизни Петербурга и всегда проводились по заведенным канонам и правилам. Но бывали и исключения!

Живые картины в Зимнем дворце | «Живые картины» не потеряли своей привлекательности и в конце XIX века. Фото 1890-х гг.Из книги: А. В. Колесникова  Бал в России.

«Живые картины» не потеряли своей привлекательности и в конце XIX века. Фото 1890-х гг.Из книги: А. В. Колесникова Бал в России.

Так, 4 февраля (по старому стилю) 1822 года в Зимнем дворце состоялся праздник, который, по словам писателя-графа Владимира Соллогуба, ребенком принимавшего участие в репетициях одного из концертных номеров этого дворцового торжества, «ознаменовался даже изяществом невиданным».

Речь идет о праздновании именин герцогини Саксен-Веймарской великой княгини Марии Павловны, приехавшей погостить в родные пенаты после долгих лет отсутствия в городе на Неве. Поэтому ее матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, хотелось побаловать гостей просвещенной дочери-именинницы чем-то экстравагантным.

Тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Будь готов к приему гостей Эрмитажный театр, все веселье, возможно, свелось бы к традиционному сборному концерту с участием корифеев оперы и балета казенного театра. Но за годы правления Александра Благословенного дворцовый театр-игрушка настолько обветшал, что о показе в его стенах роскошного дивертисмента не могло быть и речи. (Кстати, через год, 3 февраля 1823 года, император передал Эрмитажный театр в ведение расположенного по соседству Преображенского полка для устройства в нем конного манежа).

Так или иначе, но временную сцену соорудили в тогдашнем Тронном (ныне Георгиевском) зале Зимнего дворца. А в просторном Николаевском зале Невской анфилады на бутафорских стенах импровизированной художественной галереи были выставлены «живые картины». Как вспоминал все тот же Владимир Соллогуб, в них «первые великосветские красавицы» изображали произведения великих живописцев из коллекции императорского Эрмитажа. А возможность сравнить оригинал картины с его «живой копией», несомненно, составило главную изюминку вечера.

«Душой» пышного дворцового торжества была выдумщица императрица Мария Федоровна, но воздадим должное также и членам ее «штаба» по организации торжества. В него вошли французский живописец и миниатюрист Ансельм Лагрене, работавший в это время в Петербурге; реставратор и хранитель эрмитажной коллекции живописи обрусевший итальянец Винченцо Бриоски; недавний выпускник Императорской академии художеств Александр Брюллов, брат гениального творца «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Они устроили около трех десятков «живых картин», не считая оригинальных композиций Лагрене на античные темы.

Полный перечень показанных в Зимнем дворце шедевров живописи и скульптуры (с указанием в скобках исполнителей «ролей») можно найти в «Альбоме «живых картин» в Зимнем дворце», который раздавался именитым гостям светской вечеринки. Этот буклет был издан в Петербурге в типографии Плюшара на французском языке ограниченным тиражом, что сделало его «еще при жизни» библиографической редкостью.

Любопытная деталь: экземпляр упомянутого «Альбома» вместе с записками фехтовальщика попал в руки Александра Дюма, и француз не преминул упомянуть о памятной дворцовой вечеринке на первых страницах своего произведения «Учитель фехтования» – единственного романа на русские темы. Правда, он сдвинул дату ее проведения на время белых ночей.

Однако вернемся к воспоминаниям Соллогуба: «Наконец в одной зале был поставлен театр, на котором исполнялись музыкальные сцены, романсы в лицах и большая шарада». Все, заметим, по мотивам известных произведений живописи. «На закуску» в этой части праздничной программы артисты балетной труппы Императорского театра исполнили уже даже не «живую картину», а полноценный балет в одном действии в постановке знаменитого балетмейстера Шарля Дидло – по мотивам находящегося в коллекции картинной галереи Зимнего дворца полотна Тенирса-младшего «Фламандский праздник».

Апофеозом вечера стала грандиозная «Шарада». Первая ее часть представляла собой пантомиму, в аллегорической форме отражавшую благотворительный характер деятельности обеих героинь вечера – императрицы-матери и ее дочери – наследной герцогини Веймарской. Такой же дидактический характер носили и две другие части пафосного театрального действа – парад героев и персонажей классиков отечественной литературы и поэзии от Кантемира до Ломоносова и драматурга Озерова.

Замыкали шествие, к удовлетворению веймарской гостьи и ее спутников, персонажи произведений немецких поэтов. Финальную точку в своеобразном параде муз и аллегорий Искусства поставило явление на подмостках декорации Римского домика из Веймарского парка, столь милого сердцу великой княгини Марии Павловны – правительницы небольшого городка Саксонской Германии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5407) от 27.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...