Жилище трех зодчих. Кандидат исторических наук поделился историей здания на Гатчинской ул., 11

Это здание сразу бросается в глаза: его центральная часть выделена двумя трехгранными эркерами с высокими куполами и шпилями. На фоне светлой шероховатой штукатурки ярко выделяются лепные детали — маскароны, картуши, растительный орнамент…

Жилище трех зодчих. Кандидат исторических наук поделился историей здания на Гатчинской ул., 11 | В предреволюционные годы в этом здании работало общество библиотековедения, председателем которого значился столичный городской голова Иван Иванович Толстой.  Оно выпускало журнал «Библиотекарь»./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В предреволюционные годы в этом здании работало общество библиотековедения, председателем которого значился столичный городской голова Иван Иванович Толстой. Оно выпускало журнал «Библиотекарь»./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дом был возведен в 1901 – 1902 годах для действительного статского советника Андрея Макаровича Ва­сильева. Он был избран гласным (депутатом) С.‑Петербургской городской думы, входил в состав больничной комиссии, состоял казначеем убежища для призрения детей. Здание на Гатчинской — один из его многочисленных доходных домов.

Начинал его строительство гражданский инженер Василий Васильевич Корвин-Круковский, а завершил его полный тезка — архитектор Василий Васильевич Шауб. По всей видимости, именно он и был автором окончательного облика здания.

Историк архитектуры Борис Михайлович Кириков отмечает, что Шауб в своих работах ориентировался преимущественно на немецкий югендстиль. Это направление модерна отличается использованием средневековых готических мотивов, а также высокими кровлями, придающими зданиям динамичный силуэт. Всем этим характеристикам сполна отвечает дом на Гатчинской.

С 1910 года в одной из квартир этого здания жил зодчий Андрей Петрович Аплаксин. Четырьмя годами ранее он, выпускник Института гражданских инженеров, занял пост петербургского епархиального архитектора. Почему, хотя опыта церковного строительства у него почти не было, выбор пал на него? По всей вероятности, свою роль сыграло родство с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием, на племяннице кото­рого Аплаксин женился в 1903 году.

Впрочем, заняв эту должность, архитектор оказался на своем месте. Возведенные по его проектам храмы отличаются выверенной планировкой и выразительностью художественного образа.

Образцами для Аплаксина, как и для многих мастеров неорусского стиля, служили старинные новгородские и псковские храмы с их упрощенными монументальными формами. Сам зодчий отзывался об этих средневековых постройках так: «Глубоко задумчиво смотрят белые гладкие стены; небольшие, как бы непроизвольно брошенные, пятна окон и орнаментов слегка оживляют элегично настроенные псковско-новгородские храмы, и в крепких, глухих стенах чуется мощь великая, вера крутая, Христу неизменная…».

Помимо строительной деятельности Андрей Аплаксин реставрировал храмы, преподавал, участвовал в конкурсном проектировании. С началом Первой мировой он был призван на военную службу, занимался военным строительством. После 1917 года зодчий продолжил работать по профессии уже в новых условиях. Он трудился в сфере железнодорожного, промышленного, жилищного строительства.

В доме на Гатчинской улице Аплаксин жил до самой смерти в декабре 1931 года. В апреле 2019 года на фасаде здания была открыта посвященная ему мемориальная доска.

Кстати, среди дореволюционных жильцов этого дома были еще два петербургских зодчих. Борис Николаевич Басин, архитектор страхового общества «Россия», был автором нескольких доходных домов, а Евгений Федорович Эдель — особняка Соловейчика на Каменном острове.


#здание #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7580) от 12.01.2024 под заголовком «Жилище трех зодчих».


Комментарии