Только на сайте

Женщины-живописцы Императорской Академии художеств

С 1890 года женщины становятся полноправными студентами Академии.

Женщины-живописцы Императорской Академии художеств | Фото из работы автора

Фото из работы автора

VIII региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2019 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнила работу: Химичева Елизавета, (Краеведческое объединение «Охта» ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района, 10 класс).

Женщины-живописцы Императорской Академии художеств: XIX –нач. XX века 

Вступление

Работа «Женщины-живописцы Императорской Академии художеств: XIX – нач. XX века» выбрана не случайно.

В прошлом году мною была написана работа «Оперный дом Екатерины II в Зимнем дворце», и в этом году было принято решение продолжать исследовательскую деятельность в художественной области.

Когда мы говорим о талантливых художниках-профессионалах, чаще всего возникают ассоциации с мужскими именами, поэтому возникло желание больше рассказать о профессиональных женщинах-живописцах Императорской Академии художеств XIX – нач. XX века.

Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в области изобразительных искусств, была основана в 1757 году. На протяжении времени своего существования Академия не раз меняла название и статус. Ныне полное название учреждения: «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств». 

Актуальность работы заключается, в том, что имена профессиональных женщин-художниц Императорской Академией художеств, за исключением нескольких (А.П. Остроумова-Лебедева, М.Д. Иванова-Раевская, С.В. Сухово-Кобылина) малоизвестны, но они заслуживают внимания, как в контексте истории академии, так и в отношении их профессиональной деятельности

Цель:

На основании изучения архивного материала и других источников расширить представление о женщинах-живописцах Императорской Академии художеств XIX – нач.XX века

Глава 1. Общие сведения о званиях, получаемых студентами Императорской Академии художеств: XIX – нач. XX века

Занятия в Академии Художеств, созданной по инициативе куратора Московского университета И.И. Шувалова в 1757 году, начались в 1758 году в его доме на Садовой улице. Тогда были приглашены преподаватели из-за границы, набраны первые ученики.   В 1764 году Екатериной  II был утвержден  Устав и штаты Академии художеств, началось строительство на Васильевском острове специального здания (Университетская набережная, 17; арх. А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Среди студентов Академии в первые десятилетия женщин не было. 

В 1800 году академию возглавил  А. С. Строганов.  При нём в качестве вольноприходящих слушателей в академию стали допускать крепостных. Именно в это время в истории Академии Художеств встречаются первые женские имена.

Для того, чтобы ориентироваться в званиях, получаемых женщинами-живописцами, необходимо дать некоторые пояснения по системе обучения в Академии и получении званий.  

Уставом 1859 года  было установлено три степени звания классных художников. Также существовало звание неклассного (свободного) художника. Звания присуждались в соответствии с медалью, которой награждался художник. 

Серебряные медали выдавались три раза в год на «третных» экзаменах (учебный год в Академии художеств делился на три части), главным образом, за рисунок, считавшийся высшим показателем профессионального уровня. Малая серебряная медаль давала  звание «неклассного художника» (также «свободного»), при условии сдачи экзаменов с общим баллом 3. Звание позволяло выйти из податного сословия и получить льготы по отбыванию воинской повинности. Звания могли также получать художники, не обучавшиеся в Академии, после сдачи экзаменов и представления конкурсных работ. Имевший большую серебряную медаль становился классным художником третьей степени, получал гражданский чин самого низшего 14 класса.  

Золотыми медалями могли быть награждены «конкуренты» (т.е. «конкурирующие за золотую медаль»), в их число допускались не все выпускающиеся. Они обязаны были выполнить «программу» (отчего назывались также «программистами»), т.е. картину по программе, утвержденной Ученым Советом Академии. 

Малая золотая медаль давала звание классного художника второй степени и гражданский чин 12-го класса.  Большая золотая медаль давала право на заграничное пенсионерство сроком на 3 или 5 лет и гражданский чин 10-го класса. 

Конечно, золотая медаль открывала дальнейшие карьерные перспективы для выпускника. Во-первых, это звание «назначенного» (художник должен был выполнить произведение на заданную тему и получить одобрение этого произведения от Совета Академии), во-вторых, звание «академика» (мог получить «назначенный», создав конкурсное произведение), в-третьих, академик мог претендовать на звания адъюнкт-профессора и профессора класса Академии художеств.

В 1860-х годах сам факт допуска к конкурсу на золотую медаль давал возможность присвоения званий классных художников первой и второй степеней (звание неклассного художника стало присваиваться за демонстрацию художественной грамотности). 

После академической реформы 1893 года система званий классных художников была заменена на звания художника и художника-архитектора.

Кроме вышеупомянутых званий классного и неклассного художника  Академия также могла присвоить звание «почетного вольного общника» за выдающиеся заслуги в области искусства.   

Эти звания в той или иной степени касались женщин-художниц. Но уже в середине XIX века женщины, кроме звания художника  получали право на преподавание живописи в средних учебных заведениях. Впрочем, таким правом обладали и мужчины.

Глава 2. Женщины-живописцы Императорской Академии художеств: первая половина XIX века 

2.1. Первая половина XIX века

Женщины-живописцы были связаны с Академией художеств достаточно рано, с начала XIX века. Две женщины были приняты в Академию в «назначенные» по миниатюрной живописи в 1807 году: Лебрехт Екатерина Карловна и Лембне Екатерина Карловна, дочь медальера Лерехта.1 

2.2. Мария Курт (?)

Следующей по времени в документах Академии значится Мария Курт, ее архивное дело, датируемое 1839 годом – самое раннее, с которым удалось познакомиться. 5 ноября 1839 года  жена купца  Мария Курт предоставила в Совет Императорской Академии художеств прошение о присуждение ей звания художника.  Совет Академии счел ее труды достойными, и 29 октября Мария Курт получила звание неклассного художника и аттестат. 

Будучи уже вдовой, она на основании своего статуса художника просила Академию о ежемесячном пенсионе. На момент этой просьбы Марии Курт было 75 лет, и стаж занятия живописью она имела по ее собственному утверждению 50 лет, но заниматься искусством (и соответственно зарабатывать им) она уже не могла в связи с преклонным возрастом и слабым зрением.

2.3.  Мария Сорде (1815-?)

1850-е годы дают достаточно большое для изучения количество имен.  22 сентября 1852 года  «иностранка из Женевы» Мария Петровна Сорде   отправила в Совет Императорской Академии Художеств прошение о предоставлении ей звания художника, приложив при этом свои труды акварелью. 25 сентября 1852 года она получила звание художника и аттестат,  засвидетельствованный 19 ноября 1852 года. Говоря о данной художнице, мы уже можем указать конкретное направление ее художественной деятельности – акварельная живопись.

2.3. Тереза Сатори(?)

17 марта 1858 года австрийская подданная Тереза Сатори предоставила в Совет Императорской Академии Художеств прошение  о предоставлении ей звания художника, прикладывая при этом две картины. Академик живописи Васильев Василий Васильевич (1829-1892) засвидетельствовал, что картины Сатори, изображающие цветы и плоды написаны ею самостоятельно: «Свидетельствую сим что данные картины цветов и плодов писанные австрийской подданною Терезой Сатори без посторонней помощи». Следовательно, конкурсные работы Сатори – натюрморты. 

30 июня 1858 Тереза Сатори получает аттестат. Во время работы с делом Терезы Сатори, просматривая  докладную записку конференц-секретаря Императорской Академии художеств, мы впервые столкнулись с тем, что художница просит  разрешения выставить свои работы на публичной выставке (в данном случае в зале, где уже размещена экспозиция другого художника – академика Каменского). Кроме того, конференц-секретарь Истов свидетельствует о том, что во время выставки были проданы три ее картины с изображением цветов. Истов сообщает, что Тереза Сатори состояла на службе в Ботаническом саду. Можно предположить, что вдохновение для написания работ она черпала именно там.

2.4. Софья Сухово-Кобылина  (1825-1867)

С. В. Сухово-Кобылина является наиболее известной из данного периода.  Ее преподавателем живописи был академик Е.Е. Мейер, и в своей деятельности она достигла больших успехов, получив от Академии золотую медаль.  

В 1849 году С.В. Сухово-Кобылина выставила на конкурс в Академии Художеств свою работу «Дорога на берегу реки». В 1851 году  была удостоена малой серебряной медали за пейзаж.   В этом же году за присланный в Академию Художеств пейзаж «Вид из окрестностей реки Выксы близ Мурома во Владимирской губернии» она была награждена большой серебряной медалью. В 1853 году – малой золотой медалью за пейзажи с натуры. В 1854 окончила обучение в Академии художеств с большой золотой медалью за виды, написанные с натуры: «Татарская сакля в Крыму близ Гурзуфа» и «Татарская сакля в Крыму близ Алушты», а также за картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома». В работе имеются ее автопортрет, пейзажи и др.

2.5. Другие женщины-живописцы данного периода

Бальтюс Юлия (1817-?), которой в 1852 году Академией Художеств дано звание художника портретной живописи за «Поясное изображение молящейся девушки». Жена протоирея при Российской миссии в Веймаре  Сабинина Александра в 1853 году, удостоенная серебряной медали за «живопись цветов и плодов». Вдова художника – Богданова Екатерина в 1857 году получила звание художника по портретной живописи.  Раевская Екатерина в 1857 году получила  такое же звание.

Глава 3. От вольнослушательниц к полноправным студенткам: 1860-1880-е

В 1860-е годы на лекциях и занятиях в Академии Художеств разрешено было присутствовать вольнослушателям, однако, прямых свидетельств посещения лекций в архивных делах не встречается.

3.1. Вера Мейер (1848-1917)

Первым в этот период будет дело дочери академика живописи Егора Егоровича Мейера. 3 сентября 1861 года на общем собрании Императорской Академии художеств Вера Мейер была удостоена 2 серебряной медали за портреты. 1 сентября 1863 вновь получила эту награду за картину, изображающую крестьянскую девушку, считающую деньги. В 1865 году отец художницы, Академик Коллежский асессор, известный художник-пейзажист Е. Е. Мейер получил для передачи своей дочери Вере Мейер свидетельство из Императорской Академии художеств за №2513. В свидетельстве было указано, что она «во внимании к хорошим познаниям ее в живописи» награждена от Академии Художеств двумя серебряными медалями 2 достоинства и, поэтому может преподавать уроки рисования в гимназиях и других учебных заведениях.

24 ноября 1865 года в Совет Императорской Академии Художеств поступает прошение Веры Майер о предоставление ей звание художника: «Имею честь покорнейше просить Совет Академии выдать мне девице Вере Мейр, как получившей две вторые серебряные медали, диплом на звание художника, необходимый мне для преподавания уроков девицам в Институтах, Гимназиях и т.п. заведениях» (прил.30). В. Е. Мейер в декабре 1865 года была предоставлена справка о наличие у нее этих наград: «Девица Вера Майер в числе учениц Академии не состояла. На экзамене 1861 года 28 августа удостоена 2 серебряной медали за собственный свой портрет (масляными красками), на предварительном собрании 27 августа 1863 г. удостоена 2 сербр. медали за работу «Крестянка считающаая выручку». Видим, что Вера Егоровна Мейер получила медали за работы портретного жанра. В. Е. Мейер стала женой известного художника П. П. Чистякова. Ее гравированный автопортрет находится в Государственном Русском музее.

3.2. Мария Иванова-Раевская (1840-1912)

Конечно же, стоит рассказать о знаменитой Марии Ивановой-Раевской на основе выписок из ее архивного дела. 25 августа 1868 года в Совет Академии художеств от Марии Дмитриевны Ивановой, учившейся во Франции, Италии и Дрездене (Германия), поступило прошение о предоставление ей звания свободного художника. В данном случае подлинность работ заверил академик Дроздовский. 18 декабря 1868 года звание художника было засвидетельствовано Советом Императорской Академии художеств. Выдержав экзамен, получив аттестат 11 сентября 1868 года «во внимании к хорошим познаниям в живописи и рисовании», в частности за картину «Смерть крестьянина в Малороссии», она открывает в Харькове школу рисования и живописи. По окончании академии Иванова имела 3 серебряные медали. Далее в деле прилагаются прошения Ивановой о выдаче к открытию ее школы скелета и черепа для выполнения рисунков. В период открытия школы Ивановой-Раевской приходит признание ее почетным вольным общником Академии.

Школа в Харькове имела тесные связи с Академией Художеств, М. Д. Иванова-Раевская имела смелость принимать прямо в Харькове вступительные экзамены в Академию Художеств (за неимением у учеников средств на дорогу и проживание в столице). Кроме того от нее поступают прошения о предоставление некоторых предметов для обучения живописи, но, к сожалению, часть из них не могла быть предоставлена по имеющимся регламентам. Мария Дмитриевна Иванова-Раевская является представителем академизма, писала в разных жанрах. В работе есть ее два автопортрета.

3.3.Пелагея Жукова

Судьба еще одной художницы предстает в архивных документах. В 1869 году учительница рисования Пелагея Жукова (звание она получила в 1865 году) обратилась в Совет Академии Художеств с просьбой о восстановлении аттестата, сгоревшего в пожаре. В последующие 15 лет она работала учительницей рисования сначала в Полтавском институте, затем в школе при Свято-Троицкой общине сестер, преподавала в частных домах в Полтаве. В Полтавской губернии она перенесла лихорадку и приобрела хроническое заболевание. Из ее прошений к Великому князю Владимиру Александровичу (с 1891 по 1897) узнаем, что получила от академии 25 рублей выплаты вместо положенных по указу 1889 года 75 рублей. Судя по всему, это была талантливая художница, так как из ее письма мы узнаем, что она лично вручала икону Александру III, выполненную по ее эскизу.

3.4. Виктория Оберг

Знакомясь с делом финской уроженки Виктории Оберг, мы узнаем историю девушки, способности которой изначально подвергались критике. Оберг Виктория в 1865 году Академией художеств была удостоена звания свободного художника пейзажной живописи. В 1866 году она просит Совет о стипендии (значит, она посещала лекции), в которой ей отказывают ввиду «отсутствия таланта». Её картина, «имеющая некоторые художественные достоинства», «Вид в Финляндии» была оценена в сумму не более 200 рублей. Однако следующий пейзаж родного края, о котором говорится в деле, «Вид из окрестностей Финляндии», был оценен уже в 500 рублей. Вместе с картиной появляются и положительные отзывы, и признание таланта художницы. В 1870 году Совет Императорской Академии художеств свидетельствовал, что Оберг достойна выделения средств на дальнейшие обучение.

3.5. Другие женщины-живописцы 1880-х годов

Согласно справочнику С.Н. Кондакова, в 1880-е годы в Академии было не менее десяти женщин. В 1880 году окончили полный курс Академии Попова Анна и Барсукова Елена. Бикарюкова Мария в 1882 году получила 2 серебряные медали 1 степени и окончила курс со званием классного художника 3 степени. Рейхарт Елена Ивановна в эти годы была вольноприходящей ученицей Академии художеств, в 1883 году она получила серебряную медаль. Лосева София в 1882 году окончила курс Академии художеств, в 1883 году получила 2 серебряную медаль, в 1884 – еще одну.

Остальные художницы полный курс не окончили. Из них звания неклассного художника удостоились: Степанова Екатерина Васильевна (1856-?), учившаяся в Академии с 1879 по 1884 год. В 1882 году она получила 2 серебряную медаль, в 1884 – тоже, в том же году ей было дано звание неклассного художника. Попова-Капустина Августина Степановна (1863-1941) – ученица Академии художеств с 1881 по 1890 годы (прил.13). В 1889 году была удостоена 2 серебряной медали. 19 сентября 1890 года получила звание неклассного художника живописи. Княгиня Елена Михайловна Кольцова-Мосальская (1828-1888) в 1884 году получила от Академии художеств 2 серебряную медаль за пейзажную живопись. Ее портрет был выполнен художником Матискью П.

Мокиевская (урожд. Бобровникова) Мария Ивановна (1853-?), являющаяся вольноприходящей ученицей Академии художеств, в 1889 году была удостоена большой поощрительной серебряной медали.

Глава 4. Женщины – полноправные студентки Императорской Академии художеств: 1890-е - 1910-е

4.1. Анна Остроумова-Лебедева (1892-1900)

Это период был переломным в истории женского художественного образования в России. Женщинам разрешилось поступать в академию наравне с мужчинами. И этот период дает достаточно большое количество имен.

К одному из первых выпусков относится известная художница-график Анна Петровна Остроумова-Лебедева, которая так записала в своем дневнике 16 сентября 1892 года о своей первой встречи с академией: «Итак, я в Академии, экзамен был нетруден, пришлось рисовать гипсовую голову Юноны. Руководил экзаменом только что вернувшийся из-за границы скульптор Беклемишев. Женщин поступило немного: всего второй год как их разврешили прнимать в Академию. Если не ошибаюсь, нас было восемь человек: Делла-Вос, Чаплинская, Ландезен, Брунс, Тхоржевская, Бланская, Мельникова-Печерская и я. Вольнослушательницами – Шретер и Деведенко. Из предыдущего курса я помню Мартынову, Клокачеву, Фёдорову и Савич».

Годом ее поступления в Академию датировалось свидетельство о том, что нет сведений «компрометирующих Остроумову в политическом отношении», и разрешение ее отца, Петра Ивановича Остроумова, на зачисление дочери в число учениц Императорской Академии художеств. В ее деле находится аттестат из гимназии, чего не было в других делах. В деле также находятся прошения Остроумовой «держать экзамен» и праве работать с натуры во время летнего отпуска. К просьбе об отпуске прилагалось прошение ее отца.

28 февраля 1897 года Остроумова просит принять ее в число учащихся Высшего художественного училища при Академии художеств, сформировавшегося в результате реформирования Академии в 1893-1894 годах. Тогда Академия была разделена на непосредственно саму Академию (Академическое «собрание») и Высшее Художественное училище, управляемое Советом профессоров, в котором темы конкурсных произведений были свободными, а вместо старых профессоров были приглашены художники-передвижники.

2 ноября 1900 год А. П. Остроумовой было присвоено звание художника-гравера, дающее чин X класса при поступление на службу и право преподавать в высших учебных заведениях. Дальнейший путь А.П. Остроумовой-Лебедевой достаточно хорошо изучен, и здесь не освещается. Ее две работы – «Автопортрет» и «Адмиралтейство под снегом».

4.2. Соученицы А.П. Остроумовой: 1890-е

К периоду обучения в Академии Остроумовой-Лебедевой относятся женщины-художницы, упомянутые в ее дневнике. Некоторых из них объединяет то, что им давалось свидетельство о праве на преподавание в средних и высших учебных заведениях.

Их можно объединить по признаку наличия свидетельства о праве преподавания рисования. Давиденко Елизавета Николаевна (1867-?), вольнослушательница с 1893 года. В 1910 году получила свидетельство на право преподавания в средних учебных заведениях.

Ольга Людвиговна Делла-Вос (в замужестве Делла-Вос - Кардовская) (1877-1952), училась в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств с 1894 года. С 1912 года была профессором живописи в школе Общества поощрения художеств (прил. 18). В 1917 году была представлена к званию академика. С 1922 года преподавала в Академии художеств в Ленинграде. Художнице принадлежат известные портреты А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева.

Мартынова Елизавета Михайловна (1868-1904) училась в Академии с 1890 года, в 1901 году получила свидетельство о праве преподавания в средних учебных заведениях. Есть портрет Е.М. Мартыновой (Дама в голубом) художника К.А. Сомова.

Мельникова Елена Павловна (1861-?) с 1893 года училась в Академии художеств, в 1897 году получила свидетельство на право преподавания рисования.

Остальные приведенные в Автобиографических записках художницы не имели такого свидетельства. Савич Людмила Фёдоровна (1865-?). Была вольнослушательницей с 1887 года, ученицей с 1889 по 1894 годы. Получила малую серебряную медаль в 1890 году, 4 марта 1894 года была удостоена звания классного художника 3 степени.

Двое являлись вольнослушательницами: Федорова Мария Алексеевна (1859-1934) была вольноприходящей ученицей Академии художеств, пейзажистка. В 1890 году получила малую поощрительную медаль, в 1891 – большую за свои работы.

Шретер Мария Викторовна, вольнослушательница, училась с Остроумовой-Лебедевой в мастерской И. Е. Репина, в работе можно познакомиться с одной из ее работ. 

4.3. Ученицы того же периода

Как уже было подчеркнуто, этот период дает много женских имен. Ниже приводятся имена художниц, которых нет в дневнике Остроумовой-Лебедевой. Среди них: Бредова Юлия Владимировна (1864-?), учившаяся в Академии Художеств с 1884 года. В 1893 году получила 2 серебряные медали и окончила научные педагогические курсы, в том же году получила свидетельство на право преподавания рисования.

Вернер Дориса Васильевна (1868 -?) – ученица Академии Художеств с 1888 года. В 1892 году окончила научный курс, в 1898 году получила свидетельство на право преподавания рисования.

Пороховникова Варвара Павловна (1871-?) училась в Академии художеств с 1893 года, в 1896 году получила свидетельство на право преподавания рисования.

В 1890-х – 1910-х годах встречается намного больше женщин, удостоенных звания художника: Варвара Леонидовна(1863-?) училась в Академии художеств 1884 по 1887 и с 1888 по 1890 годы. 2 ноября 1900 года получила звание художника за картину «Цветущий уголок в дождливый день».

Блонская Серафима Иасоновна (1870-1947). Училась в Академии художеств с 1892 по 1900 годы. 2 ноября 1900 года получила звание художника за картину «Девочки. Вербное воскресение».

Витберг Наталия Фёдоровна (1870-1942) училась в Академии художеств с 1895 года. В 1901 году получила звание художника за картину «Василиса Мелентьевна».

Беклемишева Софья Александровна (1873-?) – ученица Академии Художеств с 1897 по 1906 год. 1 ноября 1906 года получила звание художника за картину «У окна».

Еще одна художница – Ландзен Берта (Клара-Юлия) Александровн(1868-?) училась в Академии художеств с 1894 по 1895 год. Звание художника получила в 1901 году.

Клокачева Елена Никандровна (1871-?) училась в Академии Художеств с 1891 по 1901 год, получила звание художника. Ей принадлежит портрет Григория Распутина.

Тхоржевская-Петрова Александра Ивановна (1876-1921) училась в Академии художеств с 1893 года. Получила звание художника в 1902 году.

Савинова Мария Манциловна (1876-?) училась в Академии художеств с 1899 по 1908 год. 30 октября 1908 года получила звание художника за картину «Иов». Стахеева Елизавета Николаевна (1873-?) Училась в Академии художеств с 1899 по 1908 годы. 30 октября 1908 года получила звание художника за картину «Осень на Волге». Полторацкая Лидия Алексеевна (1864-?) училась в Академии художеств с 1899 по 1909 год. 10 октября 1909 года была удостоена звания художника за картину «Поздней ночью». Сердобинская Ольга Владимировна (по мужу Чахромова) (1871-?) училась в Академии с 1900 по 1909 годы. Звание художника получила 30 октября 1909 года за картину «Белая дача».

В этом периоде встречается только одна женщина – Вилькен Альвина Густавовна, получившая звание неклассного художника в 1898 году за портрет отца, художника Густава Вилькен, рисовавшийся с натуры.

Заключение

В ходе работы были проанализированы архивные документы личных дел женщин-художниц – воспитанниц Императорской Академии художеств (Ф. 789 РГИА), выбраны из справочника С.Н. Кондакова, выпущенного в 1914 году к 150-летию Академии художеств краткие сведения о женщинах-художницах и по возможности добавлены архивным и иллюстративным материалом. Проанализирован материал о званиях, получаемых в Императорской Академии художеств в XIX-нач.XX века, выделены этапы обучения женщин-живописцев в Академии художеств.  В настоящей работе приведены имена и сведения о 27 женщинах-живописцах, обучающихся в Академии в XIX-нач. XXвека. 

На основе проделанной работы выделяются следующие периоды обучения женщин-живописцев и делаются следующие выводы: 

    • Первая половина XIX века (до 1860) – период, когда женщины  не могли посещать лекции, но могли представить свои работы для получения звания художника. В это время нет ни одной женщины, имеющей звание классного художника, за исключением обладательницы золотой медали – С. В. Сухово-Кобылиной. До 1850-х одна женщина получила звание неклассного художника, в 1850-х – семь женщин,  две женщины в начале XIX века получили звание «назначенных» 

    • 1860-1890 – женщины-живописцы становятся ближе к исполнению своего желания получить профессиональное художественное образование, они могут посещать лекции (быть вольнослушательницами).  Десять женщин этого периода получили звания  неклассного  художника, три – классного 

    • С 1890 года – женщины становятся полноправными студентами Академии художеств. Всего в это время академия выпустила восемнадцать классных художниц, одна женщина получила звание неклассного художника. Обнаруживается достаточно много женщин, получивших свидетельство о праве преподавания 

    • У женщин, обладающих способностями к живописи, несомненно, была потребность в получении профессионального образования, они проявляли в этом исключительный  интерес и инициативу.

    • Имея звание неклассного художника, женщина могла рассчитывать на материальную помощь от государства (пенсион). Кроме того, были такие пути заработка, как преподавание и продажа картин на выставках. В перечне художниц во второй половине XIX века встречаются имена замужних женщин, что иллюстрирует стремление женщин к независимости

    • Анализируя представленные в приложении картины женщин-живописцев Академии художеств указанного периода, нельзя не отметить, что они достигли высокого профессионализма  в выбранной ими области 


#краеведение #олимпиада #история

Комментарии