erid: 2VtzqvVAvA4

Железная дорога победы Ленинграда

7 февраля 1943 года после прорыва блокады в Ленинград пришел первый поезд с Большой земли. Ладога... Сколько легенд связано с этим озером-морем. Разве мог кто-нибудь подумать, что наступит лихолетье и седая, бурная Ладога станет единственной дорогой из осажденного Ленинграда, что малоизвестная Ириновская линия, где до войны ходили три-четыре пары пригородных паровых поездов, станет жизненно важной магистралью, а маленькая станция Ладожское Озеро превратится в большой железнодорожный узел с примыкающим к нему озерно-речным портом? Подумать, конечно же, никто не мог, но это не легенда, а исторический факт.

Железная дорога победы Ленинграда | Схема ледового участка Дороги жизни. Железная дорога победы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Схема ледового участка Дороги жизни. Железная дорога победы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С ведрами - к паровозу

Вот уже несколько десятилетий прошло с того времени, когда легендарная ледово-водно-автомобильно-железнодорожная магистраль ушла в историю. Пройдут века, но мужество, доблесть и героизм наших предков навсегда останутся в памяти у нашего народа.

Одним из памятников небывалой в истории войн Ладожской эпопеи стал открытый в 1975 году музей железнодорожников на станции Ладожское Озеро «Дорога жизни». Она действовала с 12 сентября 1941 года по 30 марта 1943 года. Именно сюда, на берег озера, прибывали пригородные поезда с эвакуируемыми жителями блокадного города. Здесь концентрировалось все продовольствие для ленинградцев. За полтора года по линии Ленинград - Ладожское Озеро эвакуированы более миллиона человек, а в блокадный город доставлено 1,5 млн тонн грузов.

Бывший дежурный по станции Ладожское Озеро Петр Владимирович Степанов вспоминает: «На нашей станции вначале был всего один стрелочный пост и четыре пути. Усилиями 9-й железнодорожной бригады станцию быстро расширили до 20 путей, и она стала фактически сортировочной. Построили два разворотных треугольника, водонапорную башню и гидроколонки для заправки паровозов водой.

Под постоянными обстрелами наши работники доставляли в блокадный город грузы и людей к баржам, а зимой - к ледовой трассе через Ладогу. Бывало состав загружен и готов к отправлению, а тут налет. Немцы бомбят, а мы с водой из Ладоги с ведрами бежим к паровозу... Работали не просто на берегу озера - на краю жизни и смерти. Сколько людей на наших глазах погибли от обстрелов, утонули на подбитых немцами баржах и паромах... Но многих ленинградцев мы спасли от голода. И хорошо, что последующие поколения создали мемориал памяти о погибших и тех, кто помогал выстоять ленинградцам в лихие военные годы».

Спасительное озеро

В памятные дни полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков группа журналистов посетила музейно-мемориальный комплекс на станции Ладожское Озеро. Рядом с вокзалом красуется главный экспонат мемориала - паровоз Эш-4375 «Комсомолец», а на его тендере знаменитая надпись: «Все для фронта, все для Победы!». В 1941 - 1942 гг. бригада во главе со старшим машинистом Василием Елисеевым на этом локомотиве провела более 2000 тяжелых составов и доставила в осажденный Ленинград 2 миллиона тонн груза.

«Эш-4375 родом из Швеции, где в 1923 году был сделан по чертежам Луганского завода, - пояснил заместитель начальника Октябрьской железной дороги Игорь Наталенко. - В 1943 году паровоз был отправлен в Москву для ремонта, и только в 1969-м участника войны, можно так сказать, разыскал и доставил в депо Ленинград-Финляндский машинист Василий Еледин. Все работы по капитальной реставрации провели работники депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, а на постамент реликвию устанавливал коллектив восстановительного поезда Санкт-Петербург-Финляндский. На это, кстати, ушло более 10 часов. Почетное место в обновленном виде Эш-4375 занял в 2015 году».

Паровоз не единственный раритет времен блокады. Вблизи паровоза расположены километровый столб Дороги жизни, деревянный крест и механический колун дров. Чуть дальше - скульптура, кусок искореженной брони с борта корабля, погибшего в блокадные дни. На табличке надпись: «Сталь можно согнуть, человеческую волю - никогда!».

«Защитники Ленинграда своим мужеством это доказали», - сказала бессменный руководитель музея и хранитель фондов, старший научный сотрудник Екатерина Ивановна Дингилевская. Память о тех, кто здесь трудился в военные годы, хранит сегодня музей, расположенный в здании нового вокзала.

Узел жизни и смерти

О Ладожском железнодорожном узле и озерно-речном порте в годы войны и рассказывает экспозиция музея, которая представлена архивными документами, фотографиями и подлинными предметами. Реликвии войны и личные вещи, изображения работников железной дороги, строителей Дороги жизни дают яркое представление о тяжелейших условиях, в которых работали люди.

Особенно впечатляет карта-схема коммуникаций Ленинграда с Большой землей в 1941 - 1943 годах, нанесенная на глыбу стекла, символизирующую ладожский лед. На ней изображены ледовые, водные и железнодорожные трассы, слиповый (подводный) путь и места, где по дну Ладожского озера были проложены трубопровод для перекачки горючего, электросиловые и телеграфно-телефонные кабели.

«Экспонатов много, более 1200, и каждый из них - это история человека, и бывает, что посетители узнают здесь своих родных, - рассказала Екатерина Ивановна. - Был случай, когда школьница узнала на одной из фотографий свою бабушку - Зою Ивановну Мурашеву. Та работала врачом на Ладожском железнодорожном узле. На Ладогу она приезжала и после войны и подарила музею свою блокадную докторскую сумку, несколько документов и фотографий. В том числе ту, на которую обратила внимание ее внучка. Мы буквально по крупицам собираем материалы, воссоздавая тем самым картину ладожских железнодорожных будней. В первые годы после создания музея сюда приходили участники тех грозных и памятных событий, приносили свои фотографии, сохранившиеся документы и письма, подлинные военные предметы. Бывает, что нам помогает сама Ладога - до сих пор волны выносят на берег шпалы, обломки рельсов, костыли. И даже однажды нам досталась колесная пара старого блокадного вагона».

Последнее приобретение - архив блокадницы Марии Ивановны Яблонцевой. Она недавно ушла из жизни, и родственники передали в музей ее архив. «Хочу отметить, что руководство Октябрьской железной дороги бережно относится к памятникам и мемориальным объектам, связанным с Великой Отечественной войной. Особое внимание уделяет заместитель начальника Октябрьской железной дороги по Санкт-Петербургскому территориальному управлению Игорь Валерьевич Наталенко. Внук блокадницы, он очень близко к сердцу принимает военную тему», - подчеркнула Екатерина Дингилевская.

Первый поезд в Ленинград

18 января 1943 года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда, но до полного освобождения города оставался еще целый год. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 33 км. Строили дорогу железнодорожные войска и спецформирования Народного комиссариата путей сообщения. Руководил строительством начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Железнодорожная линия была построена за 17 суток.

Поезд, открывший прямое сообщение между Ленинградом и Большой землей, отправился со станции Волховстрой 5 февраля 1943 года в 17.43. В пути он был обстрелян противником и был вынужден остановиться для отогрева замерзшего рукава, соединявшего бак с цистерной с водой. Но 6 февраля поезд прибыл на станцию Новая Деревня, а уже на следующий день - в Ленинград.

Состав с продовольствием и боеприпасами привела лучшая бригада паровоза ЭУ-708-64 депо Волховстрой в составе старшего машиниста Ивана Пироженко, помощника машиниста Виктора Мятлева, кочегара Ивана Антонова и главного кондуктора Ф. Кудряшова. А начальника Октябрьской железной дороги Бориса Константиновича Саламбекова, который встречал этот поезд на Финляндском вокзале, вспоминают как человека, помогшего спасти Ленинград и его жителей.

Подвиг ради потомков

В архиве сохранился документ, в котором рассказывается о подвиге начальника дороги, который с группой сотрудников прошел пешком вдоль пути от Ленинграда до Ладожского Озера, чтобы знать положение дел на железнодорожной ветке. Тогда никто не знал о личной трагедии начальника дороги - в блокадном Ленинграде умерла его жена.

Важен и еще один факт из биографии Бориса Константиновича, значимый для Ленинграда. В июне 1946 года Саламбекова назначили начальником только что созданного Северо-Западного округа путей сообщения. В него входило девять дорог. 3 января 1947 года, когда еще не прошло и двух лет со дня окончания войны, он подписал приказ № 1 «О строительстве детской железной дороги в Ленинграде», которая вступила в строй уже 28 августа 1948 года.

Вспоминая о подвиге своих коллег, начальник Октябрьской железной дороги (в период 1942 - 1946 гг.) Борис Саламбеков сказал: «В истории войн неизвестны примеры, когда бы одна железнодорожная магистраль, в сущности лишь небольшая часть ее, при полном отсутствии каких-либо иных коммуникаций смогла пропустить все необходимое такому городу, как Ленинград, и такому фронту, как Ленинградский. Никогда еще железнодорожникам не приходилось решать более сложной задачи».

За время работы этой дороги ее разрушали более 1200 раз, свыше 200 железнодорожников разных профессий погибли на своих рабочих местах. Железнодорожная линия Шлиссельбург - Поляны работала с 7 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года.

На Октябрьской дороге сложилась традиция ежегодно отмечать прибытие первого поезда с Большой земли после прорыва блокады Ленинграда. В честь героического подвига железнодорожников и строителей этой линии на станции Петрокрепость пройдут основные памятные мероприятия и сегодня. Их участники возложат цветы к мемориалу Славы и паровозу-памятнику «Эм-721-81».

#железная дорога #история #память #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6375) от 07.02.2019 под заголовком «Железная дорога победы».


Комментарии