Жар железного шатра: забытые снеготаялки дореволюционного Петербурга

Современные жители Петербурга вряд ли догадаются, что изображено на рисунке художницы Елизаветы Кругликовой, которому уже без малого 100 лет. Сооружения, из которых валят клубы дыма, — это снеготаялки. Поднявшийся по приставной лесенке рабочий утрамбовывает снег, накиданный в специальную емкость, а жар от дров, горящих в ее нижней части, его быстро растапливает. Вокруг суета, работа кипит! К снеготаялке, которая видна на заднем плане, возчик подвез на больших санях очередную порцию снега…

Жар железного шатра: забытые снеготаялки дореволюционного Петербурга | Рисунок Елизаветы Кругликовой был опубликован в 1929 году в иллюстрированном журнале «Красная панорама», который издавала ленинградская «Красная газета»./Из коллекции РНБ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Рисунок Елизаветы Кругликовой был опубликован в 1929 году в иллюстрированном журнале «Красная панорама», который издавала ленинградская «Красная газета»./Из коллекции РНБ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Когда‑то снег в Петербурге просто сбрасывали на лед рек и каналов. Но затем городские власти это запретили, а нарушителям грозил серьезный штраф. Снег предписывалось складировать на расположенных на окраинах специальных свалках. Но возить его подводами было долго, хлопотно и дорого, а свалки становились такими большими, что не успевали за лето просохнуть и превращались в топкое болото. Выходом из положения стали предложенные умельцами снеготаялки.

«Большие деревянные ящики, внутри которых — железный шатер, где горели дрова. Снег наваливали на этот шатер, он таял, вода стекала в канализацию. Деревянный ящик не горел, так как всегда был сырой», — описывали это устройство мемуаристы Д. А. Засосов и В. И. Пызин в своей книге «Из жизни Петербурга 1890 – 1910‑х годов».

«Милостивые государи, позвольте обратить ваше внимание на снеготаялку новейшей конструкции. Ее производительность очень большая — 12 – 15 возов за полтора часа» — так начиналось направленное в петербургскую городскую управу предложение ­архитектурно-строительной конторы «Ф. Миритц и И. Герасимов».

За чистоту городских тротуаров и дворов отвечали домовладельцы. Если домовладелец хотел установить в своем дворе снеготаялку, ее можно было использовать только после того, как ее осмотрит специальная комиссия, в которую входили санитарный врач, городской техник и представитель полиции. Обязательно требовалось, чтобы при работе «дворы не застилались дымом». Во избежание «порчи воздуха» на устройство надо было установить приспособ­ление в виде дымовой трубы.

Нашлись умельцы, выступавшие за «усовершенствование» снарядов. Так, фирма «П. Е. Заварзин и Кº», предлагавшая «цементно-бетонные, канализационные, асфальтовые и другие строительные работы», в 1913 году вызвалась «…во дворе больницы святой Марии Магдалины на 2‑й линии Васильевского острова сломать существующую деревянную снеготаялку и на том месте устроить новую, более прочную, бетонную…».

Городской техник-инженер В. Г. Воеводский подал в городскую управу рапорт, приложив чертежи сконструированной им «переносной снеготаялки собственной системы». Она размещалась на полозьях, которые позволяли перевозить ее с места на место.

В начале ХХ века стали появляться образцы снеготаялок, где использовались уже не дрова, а электричество. Агрегаты самых современных конструкций активно применяют и сегодня, только они называются снегоплавильными установками. В них используются газовые или дизельные горелки, электрические теплонагреватели либо горячая вода, которая подается из бойлера.

Читайте также:

Где учился Чигорин и конфликтовал Ушинский: история Гатчинского сиротского института

«Царское» кино. Как появилось первое в России киноателье?


#история #снеготаялки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (8060) от 19.12.2025 под заголовком «Жар железного шатра».


Комментарии