Несостоявшаяся здравница Царского села: конкурс архитекторов и фасадные решения
В разгар лета 1916 года Всероссийское общество здравниц, находившееся под покровительством императрицы Александры Федоровны, поручило Петроградскому обществу архитекторов организовать архитектурный конкурс эскизных проектов здравницы в Царском Селе. Миссией общества было содействие «возможно полному восстановлению здоровья» участников Великой (сейчас мы называем ее Первой мировой) войны и всех пострадавших от нее, членов их семей, а также всех «страждущих» россиян.
Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII - начала XX века. Поиски национального стиля. М., 2009.
Для здравницы было выбрано место на краю Баболовского парка, через дорогу от одноименного пруда, образованного разливом речки Кузьминки. Медицинское учреждение должно было обслуживать 200 незаразных больных - «нервных, терапевтических, хирургических». Любопытно, что среди служебных помещений помимо конюшни предполагался коровник на 10 голов: больных планировали поить целебным свежим молоком.
Помимо больничных палат, медицинских кабинетов, квартир для врачей и обслуживающего персонала предусматривалось устройство помещений для проведения досуга - бильярдной, комнат «для занятий и игр». Необходимо было также спроектировать домовую церковь. Интерьеры должны были быть скромными: «Имея в виду утилитарное значение данного здания, следует избегать излишней роскоши как в высоте помещений, так и в их отделке».
Участники конкурса получили свободу в выборе постановки зданий на участке («в одном здании или в отдельных корпусах, связанных между собою крытыми проходами») и в отделке фасада («желательна лишь простота форм, соответствующая характеру здания»). Использование натурального камня допускалось, но «только в небольшом размере» - основными материалами покрытия стен должны были быть штукатурка и отделочный кирпич. Можно предположить, что суровое время требовало искать экономичных решений.
На конкурс поступило 10 работ, и жюри высказало свое возмущение банальностью некоторых фасадных решений: «Сама идея здравницы в загородной местности, на фоне зелени, должна вызывать потребность в архитектурных формах, не производящих скуки своим бесконечным однообразием, монотонностью и сухостью. Гладкий фон фасада с одним и тем же узким пролетом, повторяющимся подряд, без перебивки, 16 раз и более, с искусственно налепленными балкончиками, не может считаться образцом удачного решения фасада».
Первую премию завоевал Н. В. Васильев, который расположил корпуса свободно, в соответствии с «павильонным» принципом - постройки «живописно раскинуты по участку». Эта рациональная планировка позволила максимально насытить помещения солнечным светом и избежать унылого вида из окон: «ни одна комната не выходит окнами на противоположную стену».
Царское Село в последние годы существования Российской империи превратилось, по выражению историка архитектуры В. Г. Лисовского, «в своеобразную столицу национального стиля» - обосновавшаяся в этом пригороде императорская семья была увлечена данным направлением. Васильев, вероятно, учитывал и этот фактор - фасады здравницы полностью попадают в этот мотив. По словам Лисовского, работу победителя можно считать «превосходным примером вживания в национальную традицию», которое достигнуто контрастным противопоставлением глубоких проемов и светлых поверхностей стен, монументальностью и обобщенностью архитектурных объемов. Собирает композицию воедино белоснежная пятиглавая церковь в псковско-новгородском духе, от которой расходятся в стороны корпуса здравницы. Однако жюри посчитало церковь слишком ярким акцентом, придающим лечебно-реабилитационному комплексу «характер монастырского здания или семинарии».
Занявший второе место А. В. Розенберг также предложил оригинальную планировку. План здравницы в его исполнении напоминает Казанский собор, причем не с одной, а с двумя полуциркульными колоннадами - по неосуществленному замыслу зодчего собора А. Н. Воронихина. Только в Царском Селе вместо колоннад спроектированы дугообразные корпуса. Однако в лечебном здании эта идея не вполне себя оправдала. Судьи указали, что в местах соприкосновения дуг с центральной частью образуется тень, ослабляющая освещенность некоторых палат. Фасады, оснащенные колонными портиками, - «скучны и монотонны».
Получившие третью премию соавторы М. Д. Фельгер, М. С. Рейзман и Д. П. Бурышкин разработали проект «весьма тщательно». Они «обратили основное внимание на парадность общей планировки»: все корпуса, свободно «омываемые» воздухом и хорошо освещенные, выведены на широкую аллею с видом на Баболовский парк. Центральное компактное здание, от которого расходятся другие корпуса, выделено портиком с треугольным фронтоном и куполом.
Пришедший к финишу четвертым И. В. Падлевский, по отзыву жюри, делал проект «наскоро». Он предложил неплохую идею - устроить этажи террасами, «так что все комнаты обладают открытыми балконами, не затемняющими свет нижележащим помещениям», но не учел, что в северном климате с этих конструкций будет непросто счищать снег, а само здание выйдет слишком дорогим из-за большого числа капитальных стен.
Как бы ни были хороши идеи, предложенные участниками этого архитектурного соревнования, ни одна из них не была осуществлена - затянувшаяся война, а потом и две революции 1917 года были тому веской причиной.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «Здравница скучна и монотонна».
Комментарии