Завещание Бабки Катерины

Говоря о женщинах русской революции, в советской историографии упоминали главным образом Надежду Крупскую, Ларису Рейснер, Александру Коллонтай, Инессу Арманд. О тех, кто не сочувствовал большевикам, не было почти ни слова. Например, о Екатерине Константиновне Брешко-Брешковской. И до сих пор ее имя звучит довольно редко. Между тем она была знаковой фигурой: недаром ее, вернувшуюся из ссылки после Февральской революции, поселили не где-нибудь, а в Зимнем дворце в одной из квартир Фрейлинского коридора.

Завещание Бабки Катерины | Брешко-Брешковскую называли не только бабушкой русской революции, но и «революционной богородицей». Открытка 1917 года. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Брешко-Брешковскую называли не только бабушкой русской революции, но и «революционной богородицей». Открытка 1917 года. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

К тому моменту из своих семидесяти трех лет почти тридцать она провела в тюрьме, на каторге и в ссылке. Брешковская была примером для подражания, олицетворяя преданность революционным идеалам, готовность к подвигу и жертве. В 1874 году она была арестована за «хождение в народ» и оказалась первой в русской истории женщиной-политкаторжанкой. Впоследствии занялась организацией из народнических кружков партии социалистов-революционеров.

Брешко-Брешковская выступала за политический террор, считая его наиболее эффективным методом борьбы с царизмом, и активно поддерживала создание боевой организации эсеров, совершившей вскоре ряд громких политических убийств.

В 1907 году Брешко-Брешковская снова была арестована. Продержав революционерку два года в Петропавловской крепости, власти приговорили ее к сибирской ссылке, из которой она снова попыталась сбежать, но безуспешно...

Уже в первые дни после свержения монархии в Минусинск полетела депеша Временного правительства: освободить Екатерину Брешко-Брешковскую из ссылки и с почетом доставить в Петроград. После чего местная городская дума явилась к ней в полном составе, чтобы поздравить «с победой и торжеством ее идей».

По распоряжению министра юстиции Временного правительства Александра Керенского Брешко-Брешковской был предоставлен спецвагон. Ее триумфальное возвращение длилось почти полтора месяца. Чуть ли не на всех станциях ее встречали под звуки оркестров, с построением воинских частей. Она выступала перед восторженной публикой. Кадетская газета «Речь» с пафосом писала в те дни: «Свободная Россия бабушку ждет, чтобы поклониться ей низко, поделиться с ней ее великой радостью, счастьем давно желанной свободы».

В апреле 1917-го Брешко-Брешковская добралась до Петрограда. Керенский лично встречал ее на вокзале. В Зимний дворец к ней ходили на поклон. В эти месяцы она постоянно повторяла: «Я люблю свой русский народ больше всего на свете! Ни на какой другой его никогда не променяю». Пожалуй, с легкой руки Керенского ее и стали называть «бабушкой русской революции» - в силу преклонного возраста.

После Февральской революции власти активно пытались использовать имидж легендарной деятельницы революционного движения для упрочения своей власти. Всевозможных «врагов» и антигероев было в избытке, требовались положительные персонажи, олицетворявшие ценности новой России.

Брешковская отвечала взаимностью: называла Керенского «гражданином, спасшим Россию», ездила по стране и агитировала за «достойнейшего из достойных граждан земли Русской». А когда съезд эсеров в июне 1917-го отказался избрать Керенского в свой ЦК, Брешковская вышла из его состава. Была участницей Государственного совещания в сентябре 1917-го, стала членом предпарламента в октябре. В ноябре была избрана в Учредительное собрание от партии эсеров.

В Музее политической истории России сохранились выпущенные в 1917 году открытки с примечательными названиями: «Бабушка Брешко-Брешковская на свободе», «Поборница свободы». В журналах «Искры», «Нива» регулярно появлялись статьи о Брешко-Брешковской.

Чтобы почувствовать атмосферу того времени, стоит привести один абзац из статьи «У бабушки русской революции в Зимнем дворце», опубликованной в «Свободном журнале». «Если только на минуту вдуматься - то разве не величайшим чудом покажется, что эта старая женщина в простеньком капоте, женщина, всю жизнь героически отдавшая служению идее, большую часть жизни протомившаяся в тюрьмах, подвергавшаяся бессмысленным и жестоким издевательствам царских прислужников, будет доживать свой век во дворце этого самого безжалостного и жестокого царя, окруженная самой нежной и самой искренней, какую только можно представить себе, любовью всего освобожденного народа!».

Конечно, не все боготворили Брешковскую. Ленин клеймил ее за агитационную деятельность в защиту Временного правительства. Монархистов возмущало пребывание «бабушки» в царской резиденции. Небезызвестный Владимир Пуришкевич отозвался следующими стихотворными строчками: «На народном иждивенье // Во дворце она живет. // Чем-то вроде добавления... // Для Керенского она... // И с ее благословенья // Разрушается страна...».

Неправда! Она в меру своих сил пыталась спасти страну от развала, выступала за продолжение войны с Германией «до победного конца». Призывала девушек вступать в женский «батальон смерти»: «С вами правда, с вами честь, с вами благословение великой Родины вашей, прочь сомненья - смело вперед!».

В листовке, которая также сохранилась в фондах нашего музея, «бабушка русской революции» заклинала россиян: «Граждане, дорожите свободой, не подвергайте ее опасности своими же поступками и никогда, нигде не слушайте бессовестных людей, подстрекающих вас к худым делам. Мало того что сами не громите и не бесчинствуйте - вы и других останавливайте...».

Октябрьский переворот она встретила враждебно. Легенда гласит, что «бабушка» находилась в Зимнем дворце в ночь с 25 на 26 октября с юнкерами и девушками из «батальона смерти» и ушла вместе с последними отступавшими. В действительности ее к этому времени уже не было в Петрограде.

Брешко-Брешковская поддержала антибольшевистское движение. С лета 1918 года она принимала участие в борьбе в Гражданской войне в Поволжье и Сибири и даже направила белочехам воззвание - «Завещание братьям-чехословакам их Бабки Катерины Брешковской», в котором просила их не прекращать борьбы с большевиками. В 1920 году Брешко-Брешковская эмигрировала, поселилась под Прагой, где и умерла спустя четырнадцать лет.

#Брешко-Брешковская #Февральская революция

Материалы рубрики

Комментарии