Затертые льдами. История борьбы с зажорами на реках и каналах Петербурга
«В ночь на 20 декабря в связи с потеплением лед на Неве сдвинулся и сломался, образовав новую преграду для воды. У Рожковской пристани (она находилась на левом берегу Невы возле нынешнего Ленинградского комбината хлебопродуктов имени С. М. Кирова. - А. Ч.) вода поднялась на 382 сант. Снесены пешеходные мостки в Володарском районе. Громадные глыбы льда забили берега», - так «Ленинградская правда» в номере от 21 декабря 1928 года сообщала о природном катаклизме - зажорах.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В начале зимы на тех участках реки, которые еще не успели замерзнуть, открытая водная поверхность интенсивно отдает тепло в атмосферу. Вода переохлаждается, и формируется так называемый донный лед. Всплывая, он создает шугу - скопления рыхлого льда, который движется вниз по течению, забивает гидротехнические сооружения и русло реки подо льдом. Течение замедляется, а затем и вовсе останавливается - образуется зажор. Выше его уровень воды резко повышается, и река выходит из берегов. На Неве, как ни на какой другой реке, подобные явления бывают достаточно часто. В прежние времена они приводили к весьма печальным последствиям.
В декабре 1928 года вызванный зажорами подъем воды нанес удар по жителям территорий на большом расстоянии от центра города. Так, у излучины Невы в 30 километрах от ее устья сложилась следующая ситуация: «Затоплены водой несколько поселков Ленинградского округа за Кривым Коленом. Высота воды достигает 2 метров. Жители перебрались на чердаки». Милиция мобилизовала лодочников, которые занялись доставкой продовольствия в отрезанные водой жилища.
Боролись со стихией и ниже по течению. Собранные тревожными гудками рабочие затапливаемых прибрежных предприятий спасали имущество, останавливали турбины электростанций. Дорогу к предприятиям загромождали вылезшие на берег ледяные глыбы, объездной путь достигал нескольких километров, и помощь запаздывала. Окрестные сельские жители загоняли скот на возвышенности. Несмотря на авральные усилия, многие склады были затоплены, животные гибли под водой.
Обеспокоенные власти приняли радикальные меры - отправили на борьбу с зажорами ледоколы «Силач» и «Пурга» и подрывников с динамитом. Предназначенные для сокрушения льда суда с трудом пробивали себе путь. «По три часа ледоколы толкались на месте, с разгона пробивая бреши во льду. Пробитый канал почти моментально сковывался льдом. Работа была гораздо тяжелее, чем в море. Огромные торосы загромождали реку», - сообщала «Ленинградская правда». Капитаны кораблей позже рассказывали, что подчас подумывали о зимовке на Неве - льды затирали суда, каждое из которых попеременно старалось выручить друг друга.
Газета опубликовала фотографию: выстроившиеся в длинный ряд подрывники в шинелях и буденовках ломами пробивают лед, закладывают туда динамит, чтобы взрывами освободить русло для движения ледоколов. Журналистам сообщили, что в общей сложности было произведено около 250 взрывов. Работы шли круглые сутки.
Наконец, через неделю неимоверными усилиями был ликвидирован главный зажор, простиравшийся от прядильно-ткацкой фабрики имени В. П. Ногина (проспект Обуховской Обороны, 70) до Финляндского железнодорожного моста. Стали образовываться полыньи, и «при разрыхленном льде течение воды восстанавливается, вода идет на убыль», сообщала газета. Однако опасность не миновала вовсе, и решено было оставить ледоколы в зажорном районе до наступления крепких морозов, когда образование донного льда окончательно прекратится.
К сожалению, совсем избавиться от невских зажоров невозможно: были они раньше, тревожат они город и в наши дни. Так, еще в декабре 1914 года донный лед забил трубы водопровода, и петроградцы сидели без воды все время, пока водолазы расчищали водоприемники от рыхлой субстанции. В начале XXI века специальные службы отслеживают образование внутриводного льда и своевременно отправляют на борьбу с ним ледоколы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6356) от 11.01.2019 под заголовком «Затертые льдами».
Комментарии