Прогулки по городу: замок Пумпянских

На Верейской ул., 33 или Малодетскосельском пр., 9 расположился дом, переносящий проходящих мимо в средневековье. Осенью прошлого года в доме отремонтировали фасады, и сейчас он выглядит как новый. Приходится сожалеть, что в ходе ремонта не восстановили утраченную некогда декоративную лепнину.

Прогулки по городу: замок Пумпянских | Фото: Дмитрий Соколов / СПб ведомости

Фото: Дмитрий Соколов / СПб ведомости

Этот пятиэтажный угловой дом с мансардой с виду суров и неприступен. Зубчатый парапет его угловой части и вырастающая за ним граненая башенка с окнами-«бойницами» придают вполне мирному жилому строению облик феодального замка. Эффект усиливается и за счет стен: краснокирпичная кладка лишь кое-где прикрыта штукатурными деталями - как будто бы неумолимое время или огонь осадных батарей обнажили вековые конструкции... 

Дом был построен в 1904 году для супругов-совладельцев. Глава семейства купец Семен Пумпянский происходил из Ямбурга - города, утратившего свою средневековую крепость не в результате ожесточенных боев, а по велению императрицы Екатерины II, потребовавшей срыть ненужные уже старые стены.

Автором дома-замка стал художник-архитектор Дмитрий Крыжановский. Средневековой архитектурой он увлекся еще на заре своей творческой карьеры. Вначале сотрудничал с академиком архитектуры Александром Векшинским, в 1899 году даже принимал участие в составлении проекта здания Электротехнического института. Корпуса этого учебного заведения, возведенные в 1900 - 1903 годах, пронизаны готической романтикой.

Впрочем, если облик дома на Верейской заставляет вспомнить старинные замки и рыцарские турниры, то его планировка традиционна для доходного дома. Парадная лестница одна, она обслуживает два перпендикулярно поставленных корпуса и великолепно освещена: ее окна выведены не во двор, а на улицу. А вот черные лестницы, как обычно, смотрят во двор.

Первоначально стены дома были наряднее: об этом мы знаем по старым фотографиям, сделанным вскоре после постройки здания. Лепные девичьи лица, растительный орнамент в духе модерна - эти элементы декора были сконцентрированы в верхней части здания. Когда они исчезли - неизвестно.

Балконные решетки и лестничные перила сохранили свой первоначальный геометрический рисунок - круг и как бы свисающие с него три вертикальные линии. Это своего рода знак модерна, который нередко можно встретить как на фасадах, так и в интерьерах зданий.

Новый дом населили люди самых разных занятий и профессий. Львиная доля первого этажа была отдана под торговые помещения - в частности, тут функционировала «Верейская аптека»: вывеску с таким названием мы можем увидеть на фотографии дома, помещенной в «Ежегоднике Общества архитекторов-художников» за 1906 год.

В годы Первой мировой войны среди обитателей дома была семья надворного советника Дмитрия Шумакова, у которого в сентябре 1914 года родился сын Юрий - впоследствии известный эстонский литератор, переводчик, театрал. После 1917 года он с родителями оказался в Эстонии, жил в Тарту (где окончил Тартуский университет), затем в Таллине, был знаком с Валерием Брюсовым, Федором Шаляпиным, Иваном Буниным, Игорем Северяниным, Анной Ахматовой. С детства зная эстонский язык, Юрий Шумаков переводил эстонских поэтов на русский, а произведения Пушкина, Лермонтова, Шевченко - на эстонский; сопровождал Бунина в поездке по Прибалтике в 1938 году, печатал его стихи во влиятельных эстонских газетах.

В 1944 году Шумаков был осужден по печально знаменитой 58-й статье (за «контрреволюционную деятельность»), отбыл срок, был реабилитирован в 1959 году. В его биографии, увидевшей свет после смерти литератора в 1997 году, утверждается, что Шумаков «знал всех и вся» и любил ошарашить собеседника фразой: «А ведь я хорошо знал вашу матушку. Большая шалунья была в молодости».

Кстати, на третьем этаже дома жили супруги-домовладельцы. Хана-Рауза Пумпянская умерла в мае 1914 года, ее овдовевший муж владел домом до 1917 года. Их сын Абрам, получивший профессию горного инженера, со временем перебрался в Павловск...

#история #дом #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6323) от 16.11.2018.


Комментарии