Загадка Хеккерта

Среди учеников школы Карла Мая на Васильевском острове было немало тех, кто стал выдающимися деятелями в самых разных сферах. Причем не только России. Учился в этом учебном заведении и будущий первый командующий береговой флотилии Финляндии Г. Я. Хеккерт.

 Загадка Хеккерта | Георгий Хеккерт в форме коммодора финского ВМФ.<br>Фото 1918 — 1922 гг.ФОТО предоставлено автором

Георгий Хеккерт в форме коммодора финского ВМФ.
Фото 1918 — 1922 гг.ФОТО предоставлено автором

Скупые строки в шеститомном собрании некрологов российской эмиграции «Незабытые могилы» (2006), составленном В. Н. Чуваковым, гласят: «Хеккерт Георгий Яльмарович (ок. 1886 – 18.01.1969, Гельсингфорс). Капитан 1-го ранга финского флота и его первый командующий...». Практически дословно эта информация повторена и в другом авторитетном источнике – сборнике «Офицеры флота и морского ведомства» С. В. Волкова, где также указывается: «В 1918 г. участвовал в боях с большевиками в Финляндии, начальник службы связи ген. Маннергейма, затем коммодор, командующий финским флотом». Казалось бы, все ясно. В чем же загадка? Дело в том, что в исследованиях по истории финского флота Хеккерт нигде не фигурирует в качестве его первого командующего.

Что же мы знаем об этом человеке?

Георгий Герман Гавриил Хеккерт, сын купца 1-й гильдии Брора Яльмара Роберта Хеккерта и Веры Тер (урожденная Бьеркаунд), родился в Петербурге 30 ноября 1886 года и был крещен пастором шведской евангелическо-лютеранской церкви Св. Екатерины 29 декабря того же года. В 1901 году семья Хеккертов переехала в дом # 9 по 8-й линии Васильевского острова, и мальчик был определен в третий класс реального училища Карла Мая. Там Георгий проучился четыре года, покинув школу в 1905 году после окончания шести классов. Заметим, что окончание шести классов реального училища не давало права поступления в вузы Российской империи, для этого необходимо было еще один год учиться в седьмом (дополнительном) классе.

Дальнейшее воспитание мальчик получил в Морском кадетском корпусе, куда поступил в том же 1905 году как стипендиат Великого княжества Финляндского (империя заботилась о развитии своих окраин). Морской кадетский корпус всегда относился к числу привилегированных военных учебных заведений империи, однако трагические события Русско-японской войны 1904 – 1905 годов, повлекшие за собой катастрофические потери в личном составе флота, вынудили правительство ввести более демократические правила приема.

Тем не менее отбор кандидатов был по-прежнему очень строгим. Прием производился строго по состязательному экзамену, причем преимущество предоставлялось детям военных чинов Морского ведомства. Некоторые преимущества имели и дети потомственных почетных граждан, но Хеккерт не принадлежал и к этому званию. Поступление в корпус сына купца можно было отнести к числу редких исключений.

Георгий родился на берегу Финского залива, с детских лет «болел морем», к тому же отец его владел небольшой пароходной компанией. Морской корпус и флот были желанной целью юноши. Хеккерт был принят в младший специальный класс Морского корпуса.

На вступительных экзаменах Хеккерт получил высшие баллы по Закону Божьему, географии, французскому языку и математике. Но дальнейшая учеба в Морском корпусе давалась юноше нелегко: в 1906 году был отмечен даже пропуск занятий из-за «нервного расстройства». По итогам первого года учебы Георгий характеризовался как «весьма серьезный и благовоспитанный юноша». «Ко всем требованиям и правилам корпуса относится крайне внимательно, вежлив и трудолюбив, но мало успешен в занятиях вследствие болезненности».

Хорошая подготовка, полученная в знаменитой школе Карла Мая, и желание воплотить в жизнь свою мечту помогли Хеккерту справиться с первыми трудностями, и к окончанию второго года учебы он получил более оптимистичный отзыв: «В сравнении с прошлым годом несколько повысил успехи по наукам и прилежанию. К службе и делу относится серьезно; трудолюбив и благовоспитан; держится несколько независимо от товарищей, но все же любит их и дружит со многими. Добр и серьезен». Единственное взыскание, зафиксированное в дисциплинарном журнале, гласило: «Был замечен на берегу в распитии пива и вина».

После трех лет учебы 6 мая 1908 года Георгий Хеккерт был произведен в корабельные гардемарины и в 1909 году выпущен из Морского корпуса мичманом. В списках чинов Российского императорского флота к 1914 году Хеккерт числился в чине лейтенанта 1-го Балтийского флотского экипажа, занимал ответственную должность начальника службы связи Балтийского флота.

В начале 1914 года Георгий Хеккерт получил в наследство от отца крупное пароходство и вышел в запас по семейным обстоятельствам. Однако с началом Великой войны вернулся на флот и был назначен в службу связи в город Мариехамн на Аландские острова, где и находился вплоть до октября 1917 года. Революция застала Хеккерта в Улеаборге, откуда в конце 1917 года он прибыл в город Ваза и занял должность начальника службы связи белых войск Финляндии под командованием генерала Маннергейма.

Сведения о дальнейшей службе расходятся: в одних источниках Хеккерт назван первым командующим финским флотом, в других – нет. Скорее всего, объясняется этот казус очень просто: Георгий Хеккерт формально не был первым командующим финским военно-морским флотом, но он был его первым организатором. В этом и состоит разгадка Хеккерта! Маннергейм предложил Хеккерту должность начальника береговой флотилии. Однако через короткое время он был вынужден уйти в отставку – по свидетельству современников, за «недостаток шовинизма» и за плохое знание финского языка.

Тем не менее в памяти многих именно Хеккерт фактически стал создателем финского флота. В боевых действиях ему участвовать почти не пришлось, за исключением гражданской войны в Финляндии, в которой победили белые.

Стоит напомнить, что в новоиспеченном финляндском государстве естественным образом расцвели националистические настроения. На этой почве нередким было преследование бывших служащих и чиновников российской армии, флота и правительственного аппарата, с особым вниманием относились к статусу финского языка.

После отставки Хеккерт 33 года служил... в туристическом бюро. Безусловно, для боевого офицера и знающего специалиста это было если не трагедией, то явным фиаско. Однако схожие судьбы были уделом многих бывших офицеров российской императорской армии и флота не только в Финляндии, но и в Эстонии, Латвии, Польше. Например, пятый командующий финским флотом Густав Константинович фон Шульц в 1926 году был вынужден уйти в отставку тоже из-за недостаточного знания финского языка.

Хеккерт прожил долгую жизнь и скончался в Хельсинки 18 января 1969 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5398) от 13.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...