Забытый док

Мало кому известно, что постройке сухого дока в Кронштадте, который ныне хотят приспособить под подводный музей, предшествовало строительство подобного же в Стрельне. Обычно историки обращают внимание на стремление Петра Великого возвести в Стрельне дорогостоящие фонтаны, но они не ведают, что предприимчивый царь, используя удобный рельеф местности, в первую очередь построил здесь сухой док для галер, работавший без насосов.

Забытый док | На плане Стрелиной мызы каналы и пруды раскрашены в зеленый цвет. Котлован галерного сухого дока в верхнем левом углу напоминает футбольное поле. Справа видно два канала. Из фондов Российского государственного исторического архива

На плане Стрелиной мызы каналы и пруды раскрашены в зеленый цвет. Котлован галерного сухого дока в верхнем левом углу напоминает футбольное поле. Справа видно два канала. Из фондов Российского государственного исторического архива

Он потребовался после Гангутской победы 1714 года, одержанной галерным флотом. Для зимнего хранения деревянные галеры необходимо было поднимать из воды, а за это время и ремонтировать их подводную часть. Для этого и нужен был док.

Будучи за границей, царь внимательно изучал подобные конструкции. В то время откачка воды из доков производилась малоэффективными ветряными мельницами. Петр решил обойтись без них: его идея сухого галерного дока в Стрельне основывалась на законе сообщающихся сосудов.

В 1715 году рядом с Финским заливом на возвышающемся берегу был вырыт котлован, днище которого было выше уровня моря на 1,2 метра. Вокруг дока построили дамбу высотой полтора метра. В результате из-за разницы в уровнях вода могла самотеком стекать в море, опорожняя док. А для его наполнения необходимо было иметь достаточный резервуар выше уровня воды в доке.

Для этого русло реки Стрельна запрудили плотиной, образовав «Водохранилище для водяных игр» (так на Генеральном плане Стрельны 1718 года архитектор Микетти обозначил Орловский пруд). Из него вода по Косому каналу поступала в док. Таким образом, в Стрельне построили самоналивной и самоопорожняющийся сухой док, работающий только при помощи шлюзов без каких-либо насосов.

Поначалу работами руководил, как значится в документах, военный строитель «генерал-майор из немцев Шиц». В 1716 году сюда пригласили Леблона, который «архитектор знатный... делает пристани, каналы, шлюзы, доки и прочие работы, которые делаются в воде». Так рекомендовал его царю Конон Зотов, который годом ранее проверял информацию о архитекторе во Франции.

Док был громадных размеров: длина - 425 метров, ширина - 200 метров, глубина - 2,1 метра. В него могли поместиться для зимнего хранения и ремонта одновременно 50 больших галер или 250 малых.

Строительство дока, завершившееся в 1716 году, имело и еще одно важное последствие: добытую землю использовали, чтобы поднять уровень Нижнего парка. Это спасало его от разрушительных наводнений.

Галерный док был стратегическим военным объектом, и по вполне понятным причинам о его строительстве умалчивали. Недаром в генеральном плане Николо Микетти котлован дока обозначен, как и другие водоемы, как «пруд для карпов». На других, более поздних, картах док обозначен как «Большой пруд» или «Назначенный» (очевидно, для какой-то цели). При Микетти, специалисте по «движениям вод», по-видимому, прошли испытания дока. Время его наполнения или опорожнения занимало более месяца.

В 1721 году закончилась Северная война. Громадный военный гребной флот надо было определить на постоянное место базирования. Хотя галерный док в Стрельне был готов, но к нему не было подхода с моря. Своею продольной 425-метровой частью док был обращен параллельно берегу. Дело в том, что Петр задумал прорыть непосредственно вдоль берега судоходный канал, чтобы при неблагоприятных погодных условиях доставлять грузы из Кронштадта в Петербург. Этот канал, из которого корабли бы заходили в док, начали строить только в 1722 году, остатки его видны и сейчас в Стрельне в районе Свято-Троицкого Сергиевого монастыря...

После смерти Петра Стрельна пришла в запустение, как и весь флот. Надобность в большом галерном доке отпала. Прошло всего несколько десятков лет, и о первоначальном назначении необычного водоема в Стрельне попросту забыли. Он превратился в заброшенный пруд в Нижнем парке.

В 1743 году по распоряжению восшедшей на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны немецкий изобретатель И.-Х. Кайзер получил задание осмотреть, составить чертеж и смету для возможности восстановления этого пруда. Обследовав его и прилегающую территорию, Кайзер, к своему удивлению, обнаружил хитроумную гидравлическую систему. Очистив каналы, он обнаружил и остатки шлюзов, через которые осушил пруд. При его полном осушении десять радиальных канальцев образовывали рисунок, несколько похожий на тот, что украшает континентальный флаг США. Кайзер все обмерил и начертил «План пруду состояще в Стрелине». А на чертеже указал: «пруд, который называется американской». Так появилось название «Американский пруд».

В апреле 1798 года из-за большого паводка все береговые укрепления Портового канала и шлюзы были разрушены. Оставшиеся обезвоженные водяные мельницы по недосмотру сторожей сгорели в следующем году. Косой канал, питающий котлован сухого дока, пересох, а вскоре и сам док остался без воды. Его дно, сдобренное за век илом, покрылось буйной растительностью. Рачительное Дворцовое правление сдало бывший галерный сухой док в аренду под огороды. На планах Стрельны середины XIX века значится: «Огороды Артиллерийских рот». Так постепенно стало забываться удивительное петровское творение...

Когда в конце XIX века в устье Портового канала на берегу залива появились большие дачи Петрова и Треки, котлован бывшего сухого галерного дока стал называться Треков луг. Что впоследствии ввело в заблуждение историков Стрельны. Они спутали Треков луг с треком - циклодромом (местом велосипедных гонок), который находился в Немецкой колонии.

Сегодня каждый, кто совершает променад по Дубовой аллее за бывшим санаторием «Стрельна», может воочию увидеть забытую гидротехническую затею Петра Великого. Котлован дока и Косой канал хотя и заросли самосевом, но хорошо видны между домами # 19 (бывший санаторий, сейчас пустует) и # 25 (пресс-центр Дворца конгрессов) по Портовой улице...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.


Комментарии