Забытая эпоха: искусство труда и время перемен в театре «Стройка»
Театр «Стройка» относится к числу совершенно забытых ленинградских коллективов. Свою историю он отсчитывал с 15 января 1927 года, когда при Центральном клубе строителей имени тов. Томского (наб. Крюкова канала, 12) был организован самодеятельный театральный кружок.
Первую свою работу коллектив показал на межсоюзном конкурсе «живых газет» в Ленинграде и уже тогда поразил всех своим необычайным задором. Сатирическими приемами труппа бичевала всяческие неполадки в строительной отрасли: указывала на конкретных виновников нарушения дисциплины, разоблачала лодырей и прогульщиков. И в то же время отмечала образцы сознательного отношения к труду.
В 1930‑е годы театр сменил дислокацию, переехав в Московско-Нарвский дом культуры (ДК им. М. Горького), причем «Стройка» имела две труппы — профессиональную и самодеятельную, которая готовила инструкторов для рабочих кружков и кадры для основного театра.
Самодеятельная группа выступала в цехах «Красного Путиловца», Северной верфи и «Знамени Труда» — главным образом, для работников ночной смены. В порядке культшефства театр выезжал на гастроли в Кузнецкстрой, Магнитострой, Донбасс, Грозный, Новороссийск… Только в Кузнецкстрое и Магнитострое было дано 144 спектакля.
Критики упрекали театр в отсутствии у него значительных художественных произведений, в том, что «работа на злобу дня часто понималась как «однодневка», которая сохраняла схему, штамп и маски живых газет». «Стройке» необходимо было создать полноценный спектакль, и пятилетие своего существования театр отметил постановкой произведения талантливого поэта Владимира Соловьева «Мы олонецкие». Правда, автор изначально создавал не пьесу, а эстрадный номер, который в процессе работы подвергся инсценировке. Но для первого большого спектакля это было достижение.
28 декабря 1932 года на сцене театра «Стройка» состоялась премьера спектакля «Мстислав Удалой» по пьесе Иосифа Прута. Его действие разворачивалось во время Гражданской войны на отбитом у белогвардейцев бронепоезде «Мстислав Удалой». Двенадцать бойцов Красной армии защищали его и погибали один за другим.
«Пьеса не блещет разнообразием эпизодов, в ней мало внешнего движения, стремительных погонь, горячих схваток… Автор как бы нарочно заключает сюжет в столь ограниченные масштабы. От этого пьеса значительно выигрывает и вырастает — весь заряд творческой мысли драматурга воплощается в полноценные художественные образы действующих лиц. Действующие лица пьесы «Мстислав Удалой» — не пышные герои классических произведений — это простые, обыденные люди, верящие в окончательную победу социализма и борющиеся за него просто и уверенно», — писала о спектакле газета «Смена».
В целом театральная критика хорошо приняла этот спектакль. Отмечалось, правда, что актеры «Стройки» оказались еще мало подготовленными в сценическом отношении. Обозреватель из «Красной газеты» указывал: «Только там, где типаж актера как‑то совпадает с драматургическим образом… — образ живет. Но «Мстислав Удалой» для «Стройки» — прекрасный опытный материал, и работа актеров над образами не должна остановиться с официальной премьерой».
В дальнейшем театр продолжил свои гастроли по ведущим стройкам СССР (Мурманск, Хибины, Днепрострой, Магнитогорск). Зрители увидели спектакли «Чудесный сплав», «Шестеро любимых», «Как 14‑я дивизия в рай шла», «Квадратура круга»… Просуществовал коллектив до 1936 года.
Читайте также:
Синема на Обводном. История первого кинотеатра «Россия» в доме № 124
Ёлочные традиции: как создавалось волшебство праздника?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «На сцену вышла «Стройка»».
Комментарии